На заре автомобильного движения

На заре автомобильного движения

      Как известно, основным городским транспортом до революции были конные повозки. Вплоть до 20-х гг. XIX в. у путешествующих по дорогам России людей было только две возможности совершать поездки: в своих собственных экипажах или на перекладных, то есть, пользуясь услугами государственной почты. По городским улицам можно было проехать, воспользовавшись услугами частных извозчиков.

       В конце XIX в. взошла заря автомобильной эры! В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга с триумфом проехал Motorwagen Benz — первый персональная машина, приобретенная за границей архитектором А.К. Жиргалевым. К концу 1895 г. в Северной столице насчитывалось уже 15 автомобилей. Тем временем, количество марок иностранных машин росло, как и число автомобилистов.

       В 1905 г. в императорском гараже Николая II, который серьезно увлекался техникой на четырех колесах и любил быструю езду, появился Delaunay Belleville («Делоне Бельвиль»). Он был произведен во Франции. Годом раньше Delaunay Belleville дебютировал на Парижском автосалоне, став его сенсацией. Этот шестиместный фаэтон с откидным верхом был одним из самых совершенных автомобилей того времени. В 1909 г. императором был сделан новый заказ на новую модель этой марки, более усовершенствованную, впечатлявшую современников техническими характеристиками, а также высоким уровнем наружного и внутреннего оснащения.

 На фото: прибытие императора Николая II в лимузине Delaunay Belleville 70CV (SMT) на IV Международную автомобильную выставку в Михайловском манеже. Санкт-Петербург, 1913 г.

Автомобили иностранного производства получили широкое распространение не только в крупных городах России, но и в уездах. Например, в гараже загородного дома действительного статского советника А.Н. Заусайлова на ул. Орловской в Ельце тоже находилась машина французского образца.

Действительный статский советник А.Н. Заусайлов (1860-1915)

Предположительно, он приобрел тот же Delaunay Belleville! Появление в тихом городке этой чудо-техники произвело настоящий переполох!

Иллюстрация из дореволюционного издания

В книге А.Елецких и В.Заусайлова «Елецкие легенды» можно найти интересную информацию об этом авто и его владельце: « Из письма И.Хренникова к другу: «В настоящее время на пригородных улицах нашего  спокойного Ельца можно видеть автомобиль, привезенный г. Заусайловым из Франции… Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на большом выгоне в Засосенской, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься. Так попросили купца устроить власти, чтобы жители тоже коснулись европейской цивилизации. Но желающих прокатиться маловато. Провинция-с!» Там же знакомимся с заметкой местного хроникера: «Купец-миллионщик А.Н. Заусайлов привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека. С этого момента на окраинах Ельца для пешеходов и конных обозов возникла опасность. Изредка появляющийся быстро едущий моторный экипаж действительного статского советника Заусайлова стал вызывать у тех и у других панику или испуг».

Фотокопия автомобиля А.Н Заусайлова из фондов
Елецкого городского краеведческого музея

Власти не разрешили известному купцу и промышленнику ездить на автомобиле по городским улицам, поэтому  Александр Николаевич в сопровождении личного шофера Андрея Григорьевича Брежнева устраивал поездки за город. В семье купца и в кругу его родных к машине привыкли быстро. Благодаря скоростному авто Заусайловы могли любоваться из его окон живописными видами, находясь при этом под охраной водителя. По мнению авторов книги, он обладал атлетической внешностью, и, кроме того, выучил в Парижской школе шоферов приемы французской борьбы.

       Интересно, что в старину слово «шофер» писали с двумя буквами «ф». В одном из объявлений в газете «Елецкий вестник» начала ХХ в. читаем: «Шоффер-механик, окончивший школу шофферов при 1-х Петроградских Политехнических Курсах, желает получить место. Согласен в отъезд. Адрес: за р. Сосной, Старо-Выгонная ул., д. Л.В. Атрощенко для шоффера-механика».

      В 1896 г. увидело свет постановление министра путей сообщения князя М. И. Хилкова » О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах «.  Это был первый документ, официально разрешивший использование автомобиля в качестве пассажирского и грузового транспорта. В документе были рассмотрены все аспекты, включая технический регламент, дорожные сборы и талон техосмотра, ограничения скорости, нагрузки на ось, сезонные запреты езды по шоссе из-за распутицы. Уже в 1911 г. появились первые дорожные знаки: опасный поворот, неровная дорога, пересечение равнозначных дорог и железнодорожный переезд со шлагбаумом. Техосмотр машин уже тогда был обязателен. Каждый автомобиль должен был снабжаться звуковыми сигналами, глушителем, фарами и номерами спереди и сзади. Управлять машиной мог гражданин старше 21 года, владеющий грамотой и сдавший экзамен по вождению. Ездить разрешалось только по правой стороне дороги, обгон и езда наперегонки были запрещены. Автомобилист должен был уступать дорогу пожарным обозам и войскам, а также крестным ходам и похоронным процессиям. Можем предположить, что шофер елецкого купца I гильдии А.Н. Заусайлова А.Г. Брежнев, окончивший Парижскую школу шоферов, был хорошо знаком с правилами дорожного движения.

#музейкупечестваисословий   #автомобильзаусайлова

Добавить комментарий