Картина Алексея Константиновича Сапегина «Ночь в Венеции»

Картина Алексея Константиновича Сапегина «Ночь в Венеции»

В музее купечества и сословий, стартовал проект «Познай музей».

Вниманию посетителей представлена картина Алексея Константиновича Сапегина «Ночь в Венеции». (Размер 86 х 122 см.), расположенная в гостиной купеческого дома.


Фрагмент экспозиции музея купечества и сословий

Венеция — это одно из самых уникальных и романтичных мест планеты, потрясающий и сказочный город на воде, который во все времена вдохновлял поэтов, писателей, драматургов, художников на творчество. Это удивительный город на воде. Исторический центр которого внесен в список культурного наследия Всемирной Организации ЮНЕСКО. Город построен на 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Острова разделяют 150 каналов и соединяют 400 мостов.

Особенность всех построек Венеции – лёгкие материалы верхней части зданий, специальный фундамент и опоры под водой, часто из альпийской лиственницы – считается, что сваи из этого материала, не подвержены гниению. Практически каждый дом «города на воде» является архитектурным творением прошлого.

Венеция почти не изменилась за последние шесть веков. Всё также основным средством передвижения являются лодки, по каналам до сих пор плавают традиционные гондолы, в настоящее время ставшие туристическим аттракционом, а на улицах нет автомобилей, что является просто невероятным явлением в современном мире.

Весь город буквально пронизан атмосферой любви и счастья, множество карнавалов, выставок и кинофестивалей, проходящих ежегодно, и собирающих выдающихся представителей мирового искусства и культуры, оставляют в воздухе шлейф вечного праздника.

Венеция родина таких знаменитых людей, как Марко Поло, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, Карло Гольдони. Именно в Венеции происходили действия лучших шедевров Уильяма Шекспира и Томаса Манна. Величественная архитектура и неповторимая атмосфера свободы и лёгкости этого города воспевались с давних времён.

К сожалению, этот уникальный город постепенно погружается под воду. По 4-5 мм каждый год. Только на протяжении 20 века Венеция ушла под воду на более чем 20 см. Уже через несколько десятилетий она может стать непригодной для жизни. Поэтому, замечательно, что этот красивый город запечатлен на многих полотнах выдающихся художников. Не остался равнодушен к ней и русский живописец Иван Константинович Айвазовский.


Иван Константинович Айвазовский

Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии. По окончании симферопольской гимназии он был принят на обучение в петербургскую Академию художеств. Закончив которую, отправился в путешествие по Европе: ему довелось работать в Италии, Франции, Англии. Пейзажи Айвазовского были высоко оценены европейскими мастерами и отмечены золотой медалью на выставке Академии художеств в Париже.

Великий художник написал несколько тысяч удивительных картин, многие из которых получили мировую известность и покорили сердца ценителей искусства. Одна из работ Айвазовского находится в экспозиции елецкого художественного музея.

В музее купечества и сословий экспонируется картина «Ночь в Венеции», автора Алексея Константиновича Сапегина, являющейся копией с работы Айвазовского «Гондольер на море ночью» созданной им в 1843 году.


Алексей Константинович Сапегин «Ночь в Венеции»

Картина представляет собой классический образец романтического пейзажа. Для данной картины характерно преобладание коричневых тонов, этим она отличается от оригинала, в котором преобладают сине-голубые цвета. На переднем плане слева причал. Справа гондола, на корме гондольер.

Гондолы — одна из главных достопримечательностей Венеции. Эти лодки — исторически главное средство передвижения по улицам-каналам. Сейчас они служат для развлечения туристов. Управляют гондолами — гондольеры. Это очень престижная и прибыльная профессия, в которую практически нереально попасть людям со стороны. Государство ведёт строгий учёт гондольеров. Их число регламентировано — 425 человек. При этом обычно данная профессия передается от отца к сыну. Поэт Альберт Кудаев по мотивам работы Айвазовского написал стихотворение:

Гондольер на море ночью


Недолги праздные минуты,
Мы ценим их на свой манер.
Пусть службу добрую кому-то
Сослужит старый гондольер.

Вам отдых, а ему работа,
С веслом в ладонях день-деньской.
Каниса вымокла от пота,
И бриз не радует морской.

Моряк и грузчик и извозчик,
Он в лабиринте островов,
Как ангел вод с утра до ночи,
Свой тяжкий крест нести готов.

Венецианская лагуна
Его родной привычный дом,
Он так давно, мальчишкой юным,
Поставлен был к веслу отцом.

И он судьбы другой не хочет,
Он так привык, он так живет.
На море штиль, иль гром грохочет,
Всегда душа его поет.

Окончен день, скользит гондола
Туда, где ждет его жена.
Звучит над морем баркарола
И улыбается луна.

Стоимость прогулки по Венеции на гондоле составляет около 80 евро.

На втором плане слева изображено парусное судно с поднятыми парусами. На заднем плане художник разместил постройки, они кажутся второстепенными, но это лишь на первый взгляд. На самом деле здания настолько тщательно прорисованы, что без них образ ночного города был бы неполным. Иногда они практически сливаются с морской гладью, которая как будто колышется от легкого бриза. Этот ночной ветерок пришел на смену длинному жаркому дню, принеся жителям города долгожданную прохладу.

Венецианская ночь — настоящий источник вдохновения. Картина передает зрителю состояние безмятежного покоя. В лунном свете блестит вода, по которой к зрителю протянута широкая лунная дорожка. Автор с глубоким пониманием передает всю красоту и прелесть южной ночи в итальянском городе. Особого внимания заслуживает точность, с которой живописец изобразил легкость воздушных облаков, глубину неба, луну и свет, излучаемый ею.

Представить картину, например, без гондольера или легкого бриза просто невозможно. Выбросив одну из составляющих, мы разрушим всю композицию.

Оригинальная работа И.К. Айвазовского находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. (Размер: 73×112 см.)

Иван Константинович Айвазовский «Гондольер на море ночью»

Необходимо отметить, что благодаря именно художнику Сапегину, мы можем наслаждаться видом ночной Венеции. Видимо, Алексея Константиновича так привлекла данная работа, что он сделал ее копию, в настоящее время, украсившую экспозицию нашего музея.

Не смотря на то, что, Сапегин являлся преподавателем истории и географии Елецкой мужской гимназии, он увлекался живописью. Много знал, много занимался чтением, часто выписывал книги из столицы и много рисовал.

По прибытию в мужскую гимназию Сапегин состоял в VIII классе коллежским асессором (соответствовал армейскому чину майора). Но с 1891г был зачислен в штат и в 1895 году имел уже VII класс, в 1900 г получил чин коллежского советника, а в 1904 году стал статским советником (V класс). Являлся членом педагогического Совета гимназии.

В период преподавания в мужской гимназии Сапегин находился в дружеских отношениях со своим учеником Николаем Жуковым, в будущем известным художником. Именно страсть к рисованию и желание научиться большему сдружило Жукова с учителем Алексеем Константиновичем. Жуков вспоминал о Сапегине, что он был страстным любителем живописи и всего живого, исключительно интересным человеком и типичным представителем старой доброй русской интеллигенции. У него были

садовнические тяжёлые руки, которые могли передавать нежные переливы света в живописи, и они же умели крепко и быстро копать землю. В своих рукописях художник пишет: «Помню, как однажды он ловко на ходу сумел поймать пухлявого визгливого цыплёнка и посадить его на свою большую ладонь так, что тот сразу почувствовал себя как дома и никуда не хотел уходить». Будучи учеником 8-го класса Жуков решил написать портрет своего любимого учителя Сапегина, который выдал ему всё необходимое: холст, краски, кисти, мольберт. Сам Сапегин терпеливо позировал и на всякий случай говорил юному художнику, что и у больших мастеров не всегда получались портреты, и что это очень сложный жанр. Жуков вспоминал: «Я старался писать так, как это делают настоящие художники, отходил от мольберта, прицеливался, наклоняя голову, мазал, скоблил, снова мазал, но как были краски на палитре, так они и остались на холсте». Портрет не получился, и после этой первой неудачи Жуков понял, что ему ещё многому нужно научиться. (Информация взята с официального сайта музея Н.Н. Жукова).

С 1895 г. по 1915 г. Сапегин работал в женской гимназии, где был секретарем Педагогического совета, занимался общественной работой, являясь секретарем «Общества вспомоществования беднейшим ученицам Елецкой женской гимназии».

После того, как хозяйке частной гимназии В.П. Парамоновой было сделано предупреждение о том, что у нее почти все учителя без чина, она вынуждена была пригласить к себе статского советника Сапегина, увеличив ему оклад по сравнению с окладом в женской гимназии. И с 1915 г. Алексей Константинович Сапегин работает учителем истории и географии у Парамоновой и становится председателем Педагогического совета.

В 1905 году Сапегин вступил в партию Народной свободы, в 1906 г. редактировал газету этой партии. За политику он пережил немало неприятностей вплоть до тюрьмы.

А.К. Сапегин единственный из преподавателей 80-ых годов переживший революцию. В дневниках М.М. Пришвина есть запись о том, что Сапегин и после революции работал учителем (или как тогда говорили «шкрабом»-школьным работником).

Помимо работы, находящейся в экспозиции музея купечества и сословий, известно, что одну из своих картин Сапегин подарил бывшему ученику Нацкому. Картина изображала волнующееся море с парусником близ острова Искии, недалеко от Неаполя.

Материалы предоставлены
Ст. науч. сотр. музея купечества и сословий Сороковых И.Н.

Добавить комментарий