(к 200-летию со дня рождения драматурга)
Творчество великого российского драматурга Александра Николаевича Островского, юбилей которого мы отмечаем в этом году, является важнейшим этапом в развитии русского театра, почти все его произведения ставились на елецкой сцене. А.Н.Островский с актером А.Е.Мартыновым посетил Елец в мае 1860 года. В письме П.М.Садовскому и С.С.Кошеверову он писал: «Первый город, который произвел на нас сильное впечатление — это Елец; тут мы от души пожалели, что наши живописцы пренебрегают такими местностями. С Ельца можно снять много хороших видов, и каждый проезжий с удовольствием купил бы их на память.» (Одесса, 27 июня 1860 г.)
Драматургия Островского стала хорошей сценической школой для целой плеяды выдающихся русских артистов. Родоначальник знаменитой актерской династии Пров Михайлович Садовский исполнил на елецкой сцене роли в 27 пьесах выдающегося писателя. По елецким воспоминаниям С.В.Бахрушина (родственника знаменитого московского театрала и коллекционера А.А.Бахрушина), необыкновенный успех имела на гастролях в Ельце звезда сцены Гликерия Федотова в пьесе Островского «Бешеные деньги».
Большое количество ролей по произведениям драматурга сыграла и другая выдающаяся актриса, ельчанка Варвара Массалитинова. В 2023 г. театральный мир отмечает 145-летие со дня ее рождения. Став актрисой Малого театра – того самого, для которого когда-то Островский специально создавал пьесы и обязательно сам их читал актерам, — она оказалась под влиянием таких выдающихся мастеров сцены, как Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, П.М.Садовский, А.И.Южин.
Характерная актриса, Массалитинова выделялась яркостью таланта, индивидуальностью, темпераментом, сочностью и колоритностью красок, остротой сатиры, искусством типизации. Наша землячка умела социально четко истолковать образ, сделать его крупным, значительным. Актриса прежде всего искала психологическую основу роли – пластический рисунок рождался у нее чаще всего непроизвольно. Она тонко чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, Массалитинова искала (по ее выражению) для каждого образа «иную музыкальную речевую структуру». Актриса владела безукоризненно русской речью и знанием быта.
В 1933 г., будучи популярной актрисой не только театра, но и кино, Варвара Осиповна снималась в звуковом художественном фильме «Гроза». Фильм был поставлен по одному из известнейших произведений русской литературы, написанной Александром Николаевичем Островским в 1859 г. С самого своего появления пьеса «Гроза» оказалась в центре горячих дискуссий, которые вели литературные критики, и которые продолжаются до сих пор. В XIX веке стали наиболее авторитетными и распространенными трактовки Николая Добролюбова (статья «Луч света в темном царстве»), Дмитрия Писарева (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлона Григорьева.
Постановщиком и автором сценария ленты стал Владимир Петров, пришедший в кинематограф из театра, где он начинал как актер, а затем с успехом освоил и режиссерскую профессию. Его истинными соавторами стали блестящий оператор Вячеслав Горданов и талантливый композитор Владимир Щербачев. Это была, по существу, первая доступная массовой аудитории полнометражная звуковая киноверсия классической пьесы.
Главную роль в картине сыграла актриса МХАТа Алла Тарасова. У Тарасовой уже был опыт съемок в кино, но именно Катерина в «Грозе» стала одной из вершин ее экранного творчества. Другие актерские работы здесь также великолепны: Тихон (И.Чувелев), Варя (И.Зарубина), Борис (М.Царев), Кудряш (М.Жаров), Дикой (М.Тарханов), Феклуша (Е.Корчагина-Александровская) — перечень ярких художественных образов усилен режиссерским видением. Но роль Варвары Массалитиновой, сыгравшей Кабаниху, является настоящей художественной удачей. Сварливая и удушающая всех вокруг своей властностью, при этом довольно невежественная старуха. Пожалуй, невозможно точнее выразить этот образ как внешне, так и внутренне: глыба ее уверенной законности, подавления и деспотизма доходит до пределов воплощения. Голос, фигура, лицо — все работает на эмоцию зрителя, на раскрытие роли. Кабаниха заклеймлена: в ее властном голосе и жестокости проступают все приметы самодурства.
В 1934 г. фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.
После фильма «Гроза» ельчанка снялась в фильмах режиссёра Марка Донского о детстве и юности писателя Максима Горького и легендарной картине Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Ее заслуги в развитии советского искусства и культуры высоко оцениваются государством. В.О.Массалитинова стала одной из любимых советских актрис.
Предлагаем Вам еще раз насладиться просмотром уже колоризованной кинолентой по ссылке ниже