Издавна усадьба дворянского рода Стаховичей — Пальна-Михайловка — славилась изысканной красотой, а ее владельцы — традиционным русским хлебосольством. В знаменитом доме гостили многие деятели культуры, в том числе, И.Е. Репин, К.С. Станиславский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, М.М. Пришвин, по преданию и А.С. Пушкин. Бывал здесь и барон Андрей Иванович Дельвиг — инженер-генерал, технический руководитель и организатор строительства многих крупных сооружений на территории Российской империи, основатель Русского технического общества. Разносторонне образованный человек, он прекрасно разбирался в искусстве, любил стихи и музыку, был знаком с Пушкиным и Лермонтовым. Известному поэту Антону Дельвигу Андрей приходился двоюродным братом.
А.И. Дельвиг родился 13 (25) марта 1813 г. в местечке Студенец Задонского уезда Воронежской губернии (ныне с. Донское Липецкой области). Его отец, Иван Антонович, был надворным советником, служил в Министерстве путей сообщения. Мать Дельвига, Александра Андреевна (урожденная княжна Волконская), почитала святителя Тихона Задонского. Семья не раз ездила на богомолье в Богородицкий монастырь. Домашним обучением руководила сама Александра Андреевна, когда дети были еще совсем маленькими, им удалось дать хорошее образование. Андрей Иванович, окончивший в 1832 г. Институт корпуса инженеров путей сообщения, в течение полувека курировал основные стройки в России.
В жизни ему приходилось заниматься многими сложными проектами. Вот только некоторые из них: устройство московского водопровода; гидротехнические сооружения Тульского оружейного завода; руководство работами по устройству плотины и проведение гидротехнических исследований по реке Упе для улучшения судоходства.
В 1856 г. в свет вышла книга А.И. Дельвига «Руководство к устройству водопроводов». Она была удостоена Демидовской премии Петербургской Академией Наук и долгое время служила основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов.
В сентябре 1839 г. в Москве состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя по проекту известного академика архитектуры К.А. Тона. Председателем Архитектурного совета комиссии по постройке выдающегося храма-памятника был назначен А.И. Дельвиг. На этой должности он состоял в 1852-61гг.
В 1861 г. Андрея Ивановича назначили главным инспектором частных железных дорог. При его деятельном участии было построено 12 тысяч километров железнодорожного полотна, в том числе, и такие важные для нашего города участки дороги, как «Орел-Елец», «Елец-Грязи». Человек кристальной честности и неподкупности, он лично контролировал строительство и неоднократно выезжал на объекты. О безупречной репутации военного инженера хорошо знали финансисты, промышленники и чиновники высокого ранга как в России, так и в Европе.
Барону Дельвигу принадлежала заслуга по устройству первых железнодорожных школ и училищ. Первое в России техническое железнодорожное училище в честь императора Александра II открылось в Ельце в 1869 г. при мастерских Орловско-Грязской железной дороги. Учебное заведение стало достойным примером для открытия подобных училищ в стране по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по обслуживанию железнодорожного транспорта и дорог. В 1898 г. наиболее успевающим ученикам были выданы пособия из сумм стипендий, учрежденных при училище его почётным попечителем Даниилом Поляковым, а также стипендии имени учредителя учебного заведения Самуила Полякова, действительного тайного советника Михаила Рейтерна, сенатора-барона Андрея Дельвига, генерала от инфантерии Константина Чевкина и инженер-генерала Павла Мельникова. Общая сумма так называемых «стипендионных пособий» составляла более 2450 руб.
В 1870 г. по состоянию здоровья барон Дельвиг был уволен от всех должностей по министерству путей сообщения с оставлением в звании сенатора. Ему был пожалован орден св. Александра Невского. С 1872 г. по 1878 гг. отставной генерал-инженер работал над колоссальными по объему и содержанию мемуарами «Мои воспоминания», в которых передал свое восприятие административной, общественной, культурной и бытовой жизни России почти за 60 лет. Это были годы взлетов и разочарований автора. Все написанное пропущено через сердце.
В этот трудный для Андрея Ивановича период он и встретился с гостеприимными Стаховичами в Пальне-Михайловке, куда он приехал с родственниками. На память о его приезде была сделан снимок елецким фотографом Богдановым, датируемый 1874-78 гг. На фотографии он изображен в военном мундире (в центре кадра).
А.И. Дельвиг был яркой личностью и вызывал живой интерес людей искусства, в том числе, художника Ильи Репина, написавшего в 1882 г. замечательный портрет, который экспонируется в Третьяковской галерее.
Давний исследователь жизни и творчества Андрея Ивановича — специальный корреспондент российской отраслевой газеты железнодорожников «Гудок» Н. В. Морохин так писал о нем: «…Дельвиг – крупный инженер, разумом которого создавались чуть ли не самые масштабные в России проекты ХIХ века – первые железные дороги и шоссе, каналы, мосты, важные городские постройки. Или же эти проекты проходили через его руки, превращались в реальность благодаря хозяйственной хватке Дельвига и его знаменитой честности, в которой соединились и немецкая пунктуальность, и русское представление о праведности…».
#музейкупечестваисословийельца #годсемьи #гостеприимнаяпальна #инженердельвиг