Сегодня, к Всемирному дню архитектуры, героем нашей публикации мы решили сделать сооружение с богатой и интересной историей. Это один из древнейших арочных мостов на территории Липецкой области — Валуйский мост.
Уже в XVII в. на территории Черной слободы проживало около 600 чел., которые пользовались временными мостками. Мост, в прошлом официально именуемый Московским (ул. Маяковского — Старомосковский тракт), в народе получил название Валуйский по фамилии купцов-кожевенников, живших в Черной слободе с I половины XVII в. и вложивших много сил и средств в строительство моста.
По Екатерининскому плану города 1770 г. ныне ул. Маяковского и ее продолжение в Черной слободе должны объединиться каменным мостом, строительство которого и было начато в 1830 г. Для подходов к этому мосту силами десятков людей и подвод городской берег начали срывать. Из-за вынутого грунта и неукрепленного берега весной следующего года произошел оползень, в результате которого два дома, стоящих на обрыве, разрушились, а также пострадало еще пять. Строительство подходов и моста было приостановлено до 1856 г.
https://kupech.eletsmuseum.ru/valuysky-most/(откроется в новой вкладке)
С развитием кожевенных заводов, стоящих по р. Ельчик, строительство этой дороги стало насущной необходимостью. Новая дорога была возведена с повышенной насыпью полотна и укреплена подпорными стенами из тесаного камня. С помощью этой новостройки спрямлялся выезд из города на московское направление, улучшалось сообщение с другими губерниями и уездами.
Мост был арочный, из красного кирпича, арка опиралась на береговые опоры из тесаного камня, его длина составляла 14,5 м.
К концу XX в. интенсивность автотранспорта на этой автодороге достигала 1000 автомобилей в сутки, что по техническим параметрам требовало от моста его соответствия автодорогам IV категории. Подпорная стенка, обеспечивающая устойчивость правобережной части подходов, находилась в предаварийном состоянии, усугубляющемся необеспеченностью водоотвода. Вследствие интенсивного замачивания кирпичной арки постепенно разрушались нижние слои кирпича. К 1988 г. два слоя кирпичной кладки обвалились. Результаты обследования в 1995 г. однозначно показали, что дальнейшая эксплуатация моста с учетом нормативных требований к автодорожным мостам возможна только при замене основных несущих конструкций. Движение автотранспорта по мосту было запрещено ввиду его аварийного состояния, начата реконструкция мостового перехода, включающего в себя железобетонный мост.
В 1997 г. мостовой переход на автотрассе Елец-Плоское длиной 269 м, включавший железобетонный мост длиной 25,31 м, был открыт. На четыре железобетонные опоры – по две на каждом берегу – легли 24-х метровые балки, которые зависли над старым мостом – памятником купцам Валуйским. Проезжая часть моста расширена по 0,5 м с каждой стороны на всем протяжении подходов, выполненных в бордюрном варианте. На мосту обеспечено двухстороннее движение по тротуарам шириной 1,5 м из железобетонных блоков с металлическими барьерными ограждениями.
В 2010 году движение по мостовому переходу ул. Маяковского вновь было запрещено. Из-за осадков случился оползень, и частично обвалилась одна из каменных подпорных стен левобережной части моста. Мостостроителями была произведена стяжка дорожного покрытия.
Валуйский мост является историческим местом города Ельца. Он упоминается в «Кащеевой цепи» М. Пришвина; И. Бунин, любивший прогулки по Черной слободе, описывал мост в повести «Деревня», романе «Жизнь Арсеньева», рассказе «Поздний час».