Прогуливаясь по экспозиции старого купеческого дома, можно встретить парные маленькие декоративные тарелочки, выполненные японскими мастерами в технике перегородчатой эмали, предположительно в период Мэйдзи (80-90-е гг. XIX столетия).
Эмали в Японии называют сиппо, что в переводе означает «семь сокровищ». Это подчеркивает красоту и ценность произведений. Изначально данный термин применяли к богатой цветовой палитре, которую демонстрировали китайские произведения из эмали, сравнивая их с предметами из списка семи сокровищ, упомянутых в буддийских текстах (золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат и жемчуг). Позднее слово сиппо стало использоваться японцами для обозначения произведений с эмалевым декором.
Техника эмалирования пришла в Японию из Китая в VIII в., но позже практически не использовалась и возродилась лишь в XVI столетии, благодаря появлению в Японии китайских перегородчатых эмалей. «Золотой век» японских эмалевых произведений пришелся на период правления императора Мэйдзи (1868-1912).
Существовало множество различных техник эмалирования произведений декоративно-прикладного искусства в Японии. За основу некоторых из них были взяты китайские и французские технологии, но они были доведены до такого совершенства, что через небольшое время стали источником вдохновения для самих же родоначальников эмалирования.
Основной техникой, в которой декорировали эмалевые произведения, стала техника юсэн-сиппо или перегородчатая эмаль (иначе «клуазоне» с франц. – «помещённый в ячейку»). Именно в данной технике были изготовлены и наши декоративные тарелочки. Она считается одной из красивейших и наиболее сложных техник искусства. На металлической пластине (обычно серебряной, золотой или медной) выкладывался рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играли роль «перегородок», внутрь которых помещалась эмаль (это особая форма стекла, окрашенного оксидами металлов, которую накладывают в виде пасты на металлическую основу).
Каждый предмет в технике юсэн-сиппо создавался в 5 этапов:
Этап 1. Ковка. Металл обрабатывался вручную, и изделию придавалась форма.
Этап 2. Филигрань. Плоская медная или серебряная проволока припаивалась на кованую основу для создания узоров. Этот процесс делался вручную и являлся крайне кропотливой работой.
Этап 3. Инкрустация. Эмалевая глазурь вручную наносилась на рисунок, сформированный на предыдущем этапе. Затем изделие помещали в печь, где эмаль затвердевала в результате термической обработки. Этот процесс повторялся минимум три раза, пока уровень эмали не сравнивался с высотой проволоки.
Этап 4. Шлифовка. Изделие полировали, чтобы сгладить края проволоки и эмали и добавить блеск.
Этап 5. Золочение. Почти готовое изделие помещали в кислотную ванну для травления, а затем в ванну со статически заряженным золотом или серебром. Любая медь, которая не была покрыта эмалью, покрывалась драгоценным металлом.
Во второй половине XIX в. усилиями японских мастеров с использованием последних на то время мировых технологий был создан уникальный японский стиль декорирования произведений эмалями, в котором в качестве сюжетов использовались цветы, птицы и насекомые.
Этот уникальный японский стиль прослеживается и на тарелочках, экспонирующихся в Музее купечества и сословий. Так на первой помещено изображение летящей птицы и популярного в Японии цветка из семейства вьюнковых – ипомея. Японцы на свой лад называли ее асагао (утренний лик), т.к. цветки распускаются ранним утром. Японцы считают, что ипомея была завезена в их страну из Китая в VIII-IX веках в качестве лекарственного растения. В XVII в. популярность утренней славы настолько возросла, что ее повсеместно выращивали в горшках и украшали ею улицы городов Японии.
На второй тарелочке можно увидеть еще один полюбившийся в Стране восходящего солнца цветок, который носил высокое звание – Цветок императора и Император цветов, выращивание которого считалось привилегией императорского двора. Это привычный для нас – пион.
Этим величественным цветкам уже более 2000 лет. Родиной первых пионов считается Азия (в частности Китай), Южная Европа и запад Северной Америки. В Китае еще 1500 лет назад древовидный пион украшал императорские сады, и считался там воплощением красоты, богатства и знатности. В самой Японии его считают цветком благополучия и процветания.
Эмалевые произведения в технике юсэн-сиппо ознаменовали золотой век японской эмали. Ее асимметричный декор, цветочные и растительные мотивы внесли свою лепту в формировании стиля ар нуво (многожанровый стиль рубежа XIX-XX вв., появившийся в результате творческой переработки художниками культурного наследия прошлого). Мастерство и изящность японских эмалевых произведений, в конце XIX в., быстро покорили и очаровали сердца европейцев и россиян. На фоне всплеска интереса к восточной культуре, в интерьерах дворянских и купеческих домов все чаше и чаше появлялись различные предметы таинственного Востока, в частности и яркая японская эмаль.
Список литературы
1.Друзь В.А. Искусство Японии. Путеводитель по постоянной экспозиции. М., 2008.
2. Лебедева О.И. Искусство Японии на рубеже XIX-XX веков. М., 2016.
3. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М., 2006.
4. Цирефман А.И. Японские металлические произведения с эмалевым декором периода Мэйдзи (1868–1912): орнаментальное и изобразительное начало//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2015.№1. С. 109-120.