17 июля в России отмечается День этнографа – профессиональный праздник представителей различных этнографических школ, введенный в честь дня рождения известного русского этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
В елецкой этнографии особое место занимает имя Михаила Александровича Стаховича. Поэт, музыкант, драматург, фольклорист, он по праву привлекает внимание к своему столь разнообразному творчеству. Однако наиболее яркий след в истории елецкой земли оставила его работа «История, этнография и статистика Елецкого уезда», являющаяся одним из первых серьезных исследований нашего края.
Книга была опубликована отдельным изданием в Москве в 1858 г. Уже после смерти автора повторно издана в 1859 г. в «Вестнике Императорского русского географического общества».
Книга содержит восемь глав и демонстрирует широкую эрудицию М.А. Стаховича в истории, статистике, этнографии, фольклоре.
В первой главе автор формулирует основной метод исследования, который можно назвать историко-географическим. С его помощью Стахович обосновывает важность стратегического положения Ельца, с давних времен находившегося на границе с «полем».
Вторая глава книги рассматривает древнейшие письменные сведения по истории Ельца. Она демонстрирует знакомство Стаховича с письменными источниками, среди которых Никоновская летопись, литературные памятники – «Житие Бориса и Глеба», «Хождение Митрополита Пимена в Царьград», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
Третья глава книги акцентирует внимание на исторических легендах и пре-даниях, связанных с разорением Ельца Тимуром в 1395 г. М.А. Стахович говорит о сохранившихся в городе четырёх часовнях – столбах: на Щепной площади, у дома купца Деева, у Шурова моста, в бывшем саду купца Хренникова, сооруженных в память о погибших ельчанах.
Четвертая глава состоит из двух самостоятельных частей. Первая часть связана с ландшафтными особенностями елецкой округи и по логике, на наш взгляд, должна быть продолжением второй главы. В ней М.А. Стахович решает две задачи, одна из которых – показать, что характер рельефа елецкой округи препятствовал быстрому продвижению крупных сил татар. Другая задача – описание ландшафта как естественного, природного богатства.
В пятой главе, исследуя этнографические особенности Елецкого уезда, М.А. Стахович опирается на личный опыт наблюдений и университетские филологические знания. Он отмечает, что основная часть жителей уезда – это однодворцы или государственные крестьяне, предки которых являлись в допетровские времена казаками, черкасами, детьми боярскими.
Шестая глава посвящена вопросам сельского хозяйства. М.А. Стахович отмечает, в Елецком уезде система хлебопашества – трехпольная, с немногими исключениями. Скотоводство не имеет больших размеров, а к числу других отраслей можно отнести, по мнению Стаховича, пчеловодство, садоводство и огородничество.
В седьмой главе М.А. Стахович рассматривает промышленную сторону Елецкого уезда, приводит статистические данные.
Восьмая глава посвящена вопросу сбыта товаров из Елецкого уезда. Стахович указывает, что судоходства по Сосне нет, хотя она считается в числе рек судоходных. Почти весь сбыт товаров производился извозом и на ярмарках.
Труд Стаховича «История, этнография и статистика Елецкого уезда» является первым серьезным научным исследованием по истории Ельца и округи. Он кардинально отличается от записей краеведов. Это монографическое исследование подчинено общей идее доказать уникальность Ельца на фоне общероссийской истории как города на «степной украйне» И, чтобы доказать это, Стахович обращается в прошлое. Им применен историко-географический метод и комплексный подход в анализе разных источников, среди которых письменные, археологические, этнографические и статистические, записи старожилов. Среди достоинств его труда можно отметить качественный литературный стиль. Все это выдает в Стаховиче талантливого исследователя, эрудита и интеллектуала.
#музейкупечестваисословийельца #музейкупечестваисословий #елец #культура48 #культура #музей #МихаилАлександровичСтахович