(к 80-летию со дня смерти И.В.Ершова, 150-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина)
«Два бунтаря, два реформатора оперного театра, двое мятежных духом. Начали почти в одно и то же время — Шаляпин и Ершов. Они шли разными дорогами, несли в себе разные ценности и разные возможности. Они сами были разные, как и среда, их воспитавшая, как и почва, на которой они вырастали. Но то общее, что было между ними, оказалось гораздо значительней», — так писал о творческом наследии выдающихся оперных певцов режиссер музыкального театра, педагог и певец Э.И. Каплан в сборнике «Жизнь в музыкальном театре».
Определяющую роль в судьбе Ивана Васильевича Ершова сыграл купеческий Елец. В 1883 г. он приезжает в наш город, чтобы поступить в первое в России Александровское техническое железнодорожное училище. Ранняя любовь к музыке и неординарные вокальные данные побуждают его принимать участие в выступлениях ученического хора, а также петь в церковном хоре. Слава об одарённом юноше быстро распространилась, его стали приглашать на вечера, устраивали импровизированные концерты. И.В.Ершов привлёк к себе внимание местной знати, купцов и меценатов. На одном из любительских концертов в Ельце вокальный талант Ивана Васильевича случайно услышала известная пианистка Н.Б. Панш и рассказала о выдающемся теноре композитору и педагогу А.Г. Рубинштейну, который пригласил Ершова учиться в Консерватории. Ельчане поддержали молодое дарование, купечество оказало финансовую поддержку для получения достойного музыкального образования.
Обладатель мощного, подвижного, редкого по тембру голоса широкого диапазона, богатой тембровой палитры, яркой сценической внешности, И.В.Ершов имел поразительный дар перевоплощения, и это ценила публика. Говоря о его таланте, многие называли его «Шаляпиным среди теноров». Оба певца не только одновременно дебютировали в Мариинском театре в 1895 году, но и были партнерами по ряду опер, таких как «Алеко», «Псковитянка» и «Хованщина».
«Гений Шаляпина был так велик, что, выступая даже в небольшой роли, он концентрировал внимание зрителей на себе и отодвигал в тень исполнителей центральных партий. Быть может, только в редких случаях, когда его партнером оказывался Ершов, <…> равновесие в ансамбле восстанавливалось», — пишет известный музыковед А.А.Гозенпуд. Однако вне сценического пространства Иван Васильевич не сумел или не захотел занять равнозначную позицию. В то время как ярчайшая фигура Ф.И.Шаляпина постоянно находилась и на виду, и «на слуху» у широкой аудитории, И.В.Ершов намеренно избегал излишней публичности. Он был крайне консервативен в отношении любых технических средств, поэтому так мало аудиозаписей его удивительного голоса.
Как известно, после ухода с оперной сцены артист сосредоточился на преподавательской деятельности в Петроградской (Ленинградской) консерватории, что также не подразумевало широкой публичности. В Год педагога и наставника нельзя не упомянуть и о его вкладе в становление отечественного музыкального образования. Находясь в ряду основателей и руководителей консерваторской оперной студии, Иван Васильевич воспитал целую плеяду оперных исполнителей, которые впоследствии составили высочайшую репутацию уже советского вокального искусства.
Вопрос о том, посещал ли Федор Иванович Шаляпин город Елец, пока остается открытым. Известно, что свои выступления он начал в конце XIX в. в различных провинциальных театрах, частных антрепризах. В газете «Елецкий дневник» за 1912 год №50 от 21 октября утверждается: «В прежние времена… Елец слушал … самого Шаляпина в самом начале его карьеры». Есть данные, что Федор Иванович с благодарностью ответил на приглашение Елецкой городской думы выступить с концертом в нашем городе: «…Много я пел на подмостках театрального искусства, но на Елецких и во сне не снилось,- хотя много слышал об Орловской губернии и его древности — Ельце, славного не только по Ивану Бунину, но и знаменитом его церковным колокольным звоном. …Как Бог даст: хотелось бы послушать его благовест… ».
#шаляпин150 #иванвасильевичершов #музейкупечестваисословийЕльца #культураЕльца