Хлеб в закромах – счастье в домах

Хлеб в закромах – счастье в домах

(к 135-летию Елецкого элеватора)

К середине XIX века Россия стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, но первые реальные действия по созданию механизированных элеваторов были предприняты только к 1882 году.  Сохранить каждый пуд, каждый килограмм, каждое зернышко, сберечь труд множества людей, воплощенный в поистине золотом зерне – вот основная задача, которую призваны решать хлебозаготовительные предприятия страны.

Елец являлся крупнейшим тогда в России производителем муки, зерна и перевалочным пунктом хлебных товаров. Предприимчивые елецкие купцы продавали не только местную муку, но и скупленную у соседей. В смеси с местной яровой пшеницей получалась отменного качества мука, известная на всю Россию под названием «Елецкая крупчатка». Кроме того, к концу ХIX в. Елец был единственным поставщиком блинной муки на всю страну. Годовой оборот ее достигал 330 тыс. рублей. Знали елецкую муку не только в России, но и за ее пределами. Например, елецкие купцы братья Черникины вели хлебную торговлю через Азовские порты с заграничными городами, их торговый оборот доходил до 1 млн. рублей в год.

Неслучайно именно в Ельце в 1888 году был построен первый в России общественный механизированный хлебный элеватор. Открытие элеватора состоялось 28 сентября. Сооружен он был на средства елецкого Уездного Земства около станции «Елец-Товарная» (слобода Лучка). Строительством занимался Брянский рельсопрокатный завод, и общая стоимость со всеми машинами для подъема зерна, его очистки, взвешивания и пр. составила 79 000 руб. Вместимость элеватора была рассчитана на 400 тыс. пудов хлеба. Выполненный из дерева, он был обшит волнистым железом и оснащен отечественным оборудованием. Рабочая башня в высоту насчитывала 7 этажей. К элеватору с обеих его сторон проложены рельсы Орловско-Грязской железной дороги за ее счет, а также устроены приспособления для перевозки хлеба в ссыпную.

Главные преимущества, которые давал элеватор, это сохранность зерна от порчи, потери зерна, производство сортировки и очистки зерна, а также формирование однородных крупных зерновых партий для дальнейшей продажи.

Уже к следующему году стало понятно, что елецкий элеватор должен многим отказывать за недостатком места, и в 1891 г. было решено увеличить его размер. Емкость было решено довести до 1 млн. пудов хлеба. С деятельностью элеватора значительно улучшились условия хранения зерна, снизились накладные расходы при продаже продукции. Так, в 1898 году в Елец прибыло 3 млн. 267 тыс. 309 пудов зерна. В это время за Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья.

В 1908 г. на Елецком элеваторе произошел пожар, от загоревшегося элеватора огонь перекинулся на располагавшиеся рядом склад с хлебом, сушильню, пакгауз; книги расчетов и счета удалось вывезти. Причины пожара установить не удалось.

Строительство нового элеватора началось в 1909 г., стоимость оценена в 165 000 руб. Составление проекта, сметы и технический надзор поручались инженеру В.Д. Ильину. Были предприняты и противопожарные меры. Если раньше закрома опирались на деревянные колонны, то в новом они основаны на колоннах из железобетона, так что нижний этаж стал совершенно несгораемым, и притом почти вдвое выше старого. На случай пожара, стоит только открыть в закромах люки, и хлеб будет спущен вниз на безопасное от огня расстояние.

Открытие нового элеватора состоялось 1 декабря 1910 г. Считая на рожь, общая вместимость вместе с амбарами составляла до миллиона пудов.

Перестройка элеватора. Стереоскопическое фото

Сооружение можно назвать сверхнадежным и сегодня: в 2001 году Воронежским архитектурно-строительным университетом было проведено исследование состояния элеватора, и специалисты признали его удовлетворительным.

Внутренние помещения елецкого элеватора
Фото, 2013 г.

Сохранившееся и ныне действующее здание елецкого элеватора находится сейчас под охраной как исторический и архитектурный памятник местного значения.  Элеватор является частью ОАО «Колос».

Современный вид елецкого элеватора

Добавить комментарий