Сегодня исполнилось ровно 153 года как в Елец пришел первый поезд. Это был поезд из Грязей. По новой железнодорожной ветке через Липецк открылось регулярное движение. При большом скоплении народа, в праздничной атмосфере, жители Ельца встретили прибывший поезд, считая данное событие судьбоносным в истории города.
Железнодорожное сообщение было необходимо, т.к. в конце 1860-х годов хлеба в Елецком уезде Орловской губернии вырабатывалось больше, чем можно было доставить и продать в другие районы. Его необходимо было реализовывать. В 1866 году около половины полученной продукции приходилось именно на мукомольную. Поэтому елецкие дворяне, купцы и промышленники ходатайствовали перед государем Александром II об утверждении концессии на строительство железной дороги от г. Ельца до станции Грязи Воронежской земской железной дороги.

4 марта 1867 года – концессия была утверждена. И уже 30 августа 1868 года ельчане увидели первый поезд, прибывший в Елец.
В этом же году приступило к работе Елецкое локомотивное депо. В 1869 году железная дорога соединила Елец с Борисоглебском, в 1870 – с Орлом, в 1874 – со станцией Узловая, в 1894 – с Лебедянью и Астаповым, в 1897 – со станцией Валуйки. Елец стал центром пересечения важнейших железных дорог, что обеспечило возможность реализации товаров и продукции во многих губерниях России. После строительства железной дороги наступил новый этап в развитии экономики края. А для обслуживания железной дороги в Ельце в 1869 году было открыто первое в России технико-железнодорожное ремесленное училище имени государя Александра II.

В фондах нашего музея хранится копия уникальной брошюры под названием «Спутник пассажира» по Юго-Восточным железным дорогам за 1899 год, III выпуск, в котором представлены Орловско – Грязинская и Грязе-Царицынская линии. Небольшое по формату издание содержит фотографии и сведения о пяти городах: Орле, Ельце, Липецке, Борисоглебске, Царицыне на Волге.

Наряду с материалами по истории Ельца, его экономике, развитию и т.д. подробно описывается вокзал: «Елец, станция 2 класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных дорог железных дорог: Орловско-Грязской и Елец-Валуйской, затем для Богоявленск-Елецкой ветки Рязано-Уральской железной дороги и, наконец, для Елец-Узловая, ветки Сызранско-Вяземской железной дороги. Общий, в 20 квадратных саженей, зал 1 и 2 классов, при котором буфет-столовая для пассажиров 1 и 2 класса величиною 44 сажени. Отдельный большой, в 65 кв. саженей, зал 3 класса; мужская и дамская уборная, почтово-телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов. Кроме пассажирского вокзала, на станции расположен целый ряд сооружений, как то: 10 жилых домов, 7 построек заняты Первым техническим железнодорожным училищем имени Императора Александра II, пять зданий паровозных и вагонных мастерских. Столовая для рабочих, товарная контора, контора службы движения, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, баня, кузницы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза и т. д.»…

Далее в брошюре приводятся характеристика Ельца, как «…одного из самых бойких торговых городов России…», в связи с этим «…коммерческая деятельность станции весьма обширна». Только за 1898 год из Ельца было отправлено 3543561 пудов грузов, из них 2212308 пудов «хлебных грузов». Грузы не только вывозились, но и активно прибывали в Елец. Таким образом, появление железнодорожного сообщения и открытие первого механизированного русского элеватора на 400 тысяч пудов хлеба в 1888 году способствовало закреплению за Ельцом славы хлебной столицы Черноземья.

#музейкупечестваисословийельца #музейкупечестваисословий #первыйпоездвельце #первыйэлеваторвельце #елецкупеческий #елецдореволюционный #елец
Об этом историческом событии, можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://elets-adm.ru/novyie-novosti/17517