Сегодня исполнилось ровно 153 года как в Елец пришел первый поезд. Это был поезд из Грязей. По новой железнодорожной ветке через Липецк открылось регулярное движение. При большом скоплении народа, в праздничной атмосфере, жители Ельца встретили прибывший поезд, считая данное событие судьбоносным в истории города.
Железнодорожное сообщение было необходимо, т.к. в конце 1860-х годов хлеба в Елецком уезде Орловской губернии вырабатывалось больше, чем можно было доставить и продать в другие районы. Его необходимо было реализовывать. В 1866 году около половины полученной продукции приходилось именно на мукомольную. Поэтому елецкое земство ходатайствовало перед государем Александром II об утверждении концессии на строительство железной дороги от г. Ельца до станции Грязи Воронежской земской железной дороги.
4 марта 1867 года – концессия была утверждена. Сдача всей железнодорожной ветки Елец — Грязи протяженностью 103 версты (115 км) планировалась на 1 марта 1870 года. Однако первый поезд прибыл к нам на 2 года раньше — 30 августа 1868-го.
В этом же году приступило к работе Елецкое локомотивное депо. В 1869 году железная дорога соединила Елец с Борисоглебском, в 1870 – с Орлом, в 1874 – со станцией Узловая, в 1894 – с Лебедянью и Астаповым, в 1897 – со станцией Валуйки. Елец стал центром пересечения важнейших железных дорог, что обеспечило возможность реализации товаров и продукции во многих губерниях России. После строительства железной дороги наступил новый этап в развитии экономики края. А для обслуживания железной дороги в Ельце в 1869 году было открыто первое в России технико-железнодорожное ремесленное училище имени государя Александра II.
В фондах нашего музея хранится копия уникальной брошюры под названием «Спутник пассажира» по Юго-Восточным железным дорогам за 1899 год, III выпуск, в котором представлены Орловско – Грязинская и Грязе-Царицынская линии. Небольшое по формату издание содержит фотографии и сведения о местах, по которым пролегает путь пассажира. Это пять городов: Орел, Елец, Липецк, Борисоглебск, Царицын на Волге.
Наряду с материалами по истории Ельца, его экономике, развитию и т.д. подробно описывается вокзал: «Елец, станция 2 класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных дорог железных дорог: Орловско-Грязской и Елец-Валуйской, затем для Богоявленск-Елецкой ветки Рязано-Уральской железной дороги и, наконец, для Елец-Узловая, ветки Сызранско-Вяземской железной дороги. Общий, в 20 квадратных саженей, зал 1 и 2 классов, при котором буфет-столовая для пассажиров 1 и 2 класса величиною 44 сажени. Отдельный большой, в 65 кв. саженей, зал 3 класса; мужская и дамская уборная, почтово-телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов. Кроме пассажирского вокзала, на станции расположен целый ряд сооружений, как то: 10 жилых домов, 7 построек заняты Первым техническим железнодорожным училищем имени Императора Александра II, пять зданий паровозных и вагонных мастерских. Столовая для рабочих, товарная контора, контора службы движения, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, баня, кузницы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза и т. д.»…
Далее в брошюре приводятся характеристика Ельца, как «…одного из самых бойких торговых городов России…», в связи с этим «…коммерческая деятельность станции весьма обширна». Только за 1898 год из Ельца было отправлено 3543561 пудов грузов, из них 2212308 пудов «хлебных грузов». Грузы не только вывозились, но и активно прибывали в Елец. Таким образом, появление железнодорожного сообщения и открытие первого механизированного русского элеватора на 400 тысяч пудов хлеба в 1888 году способствовало закреплению за Ельцом славы хлебной столицы Черноземья.
#музейкупечестваисословийельца #музейкупечестваисословий #первыйпоездвельце #первыйэлеваторвельце #елецкупеческий #елецдореволюционный #елец
Об этом историческом событии, можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://elets-adm.ru/novyie-novosti/17517