Старинное Казанское кладбище г. Ельца

Старинное Казанское кладбище г. Ельца

«Сохраняя памятники — храним память» к Международному дню памятников и исторических мест

Могучим и неразгаданным, непостижимым феноменом духовной жизни является Память. Каждая человеческая жизнь оставляет свой след в истории села, города, страны. Остается память о людях, которую их близкие стремятся увековечить в местах упокоения. Кладбища всегда были неотъемлемой частью г. Ельца, его составляющей со своими традициями и ритуалами. Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурсию по старейшему из них — Казанскому кладбищу.

История некрополя, расположенного в границах современных улиц Л. Толстого, Героев и Свердлова, началась в 1770 г. при утверждении императрицей Екатериной II нового генерального плана застройки Ельца, разработанного придворным архитектором А. В. Квасовым. Новое кладбище находилось в полуверсте за городом при Большой Ливенской дороге. По традиции его стали обносить высокой стеной, которая удлинялась по мере расширения самого некрополя. Каменная ограда с вратами с северо-восточной стороны, являющаяся самой старой ее частью, была возведена в первой половине XIX в. К этому же времени относится строительство церкви Казанской иконы Божией Матери, частью которой послужила небольшая часовня для отпевания усопших.

Освященный в 1781 г. храм специалисты относят к редкому типу раннеклассического культового здания с необычным объёмно-планировочным решением. В настоящее время он находится под охраной как памятник истории и архитектуры XVIII века.  

Вблизи церкви расположена часовня-ротонда на месте перезахоронения останков жителей Ельца, извлечённых при строительстве Вознесенского собора (1845-1889 г.) на Красной площади. На плане кладбище вытянутой конической формы пересечено центральной и двумя боковыми аллеями и имеет два входа: со стороны ул. Л. Толстого и с противоположной стороны с ул. Героев. Оно напоминает собой целый город со своей историей, сложенной в виде мозаики из многочисленных судеб людей, похороненных здесь.

В XVIII-XIX  вв. елецкий некрополь состоял в ведении духовного начальства. Существовала особая должность — смотритель кладбища, который следил за порядком на вверенной ему территории, за чистотой аллей и возле захоронений. В тенистой «церковной роще» взрослые отдыхали от житейской суеты, наслаждались безмолвием и умиротворением, поминали близких молитвой, а мальчишки ловили в ней певчих птиц, чтобы выпустить их на волю весной, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

На кладбище можно встретить имена и фамилии представителей всех сословий г. Ельца: дворян, крестьян, купцов, мещан, священников, военных, помещиков, как одиночные, так и семейные.

Если от входа свернуть на правую боковую аллею, то через несколько метров взору предстанут могилы Д.И. Нацкого и членов его семьи. Дмитрий Иванович учился в Елецкой мужской гимназии вместе с И.А. Буниным и М.М. Пришвиным. Он оставил рукописи с воспоминаниями о жизни, которые в 2004 г. были опубликованы под названием «Мой жизненный путь». Это своеобразная энциклопедия почти полувековой истории Ельца.

Левая боковая аллея приводит к семейному захоронению Щепкиных, елецкой ветви прославленного русского актера М.С. Щепкина. Глава семейства — Николай Александрович — служил главным приказчиком имений русского писателя И. С. Тургенева, который стал крестным отцом его дочери Елены. Немного поодаль похоронены: отец почетного гражданина г. Ельца —  художника Н.Н. Жукова, известные купцы Жаворонковы, многочисленные родственники композитора Т.Н. Хренникова.

В центральной части некрополя привлекает внимание фамильный склеп, огражденный известняковой стеной с двумя столбами калитки. Он стал местом упокоения для многих представителей купеческого рода Петровых. Являясь купцами первой гильдии, они торговали зерном, мукой собственного производства, имели салотопенные и мыловаренные заводы, но главным делом жизни четырех поколений этой семьи стало строительство в Ельце величественного Вознесенского собора — «Малого Исаакия», как называли его горожане, сравнивая с грандиозным Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

Особым почитанием у ельчан пользуются могилы священников Василия Хлебтовского, Александра Соболева, Иоанна Жданова, Владимира Соловьева, Александра Добродеева,  Владимира Кавказского. Многие из них претерпели тюремное заключение и ссылки в годы борьбы нового строя с Православием.

 Многие жители Ельца и других мест России знают, где похоронены родители святителя Иннокентия Херсонского — отец Алексий и матушка Акилина. Напротив был похоронен блаженный Косьма Студеникин — духовный друг святителя Тихона Задонского.

После перенесенных репрессий здесь обрели покой многие монахини, в том числе, игумения Знаменского женского монастыря Антония (Криворотова) с сестрами.

В северо-западной части некрополя, у кладбищенской стены, расположена братская могила елецких священников, арестованных и расстрелянных за свои убеждения в 30-е гг. ХХ в. О трагическом событии, происшедшем на этом месте, рассказала в начале 2000-х гг. сотрудникам Елецкого краеведческого музея В.М. Полева (в монашестве монахиня Михаила) —  86-летняя прихожанка Казанского храма, благодаря усилиям которой были сохранены многочисленные захоронения на этом кладбище. Она поведала давнюю историю, которую услышала еще в молодости: «Однажды на то место, где теперь стоят кресты и памятник-аналой с раскрытым Евангелием, привели под конвоем местных священнослужителей. Дали им в руки лопаты и заставили вырыть яму, которая оказалась неглубокой, поскольку земля ещё не оттаяла. Священников расстреляли здесь же и забросали землёй. Невольными свидетельницами той расправы стали две ельчанки, которые стояли, спрятавшись за дерево». Они узнали «среди измождённых длинноволосых, бородатых людей ранее арестованного елецкого священника Виноградова, дело было под Пасху в пустом тогда северо-западном углу кладбища». Одной из этих двух ельчанок была соседка В.М. Полевой. С конца 50-х годов за этим местом захоронения стали ухаживать прихожанки Казанского храма.

 В Ельце, как и в других городах, в разные времена жили необычные, глубоко верующие люди, считавшиеся у горожан прозорливыми.

У них просили совета в житейских делах, просили молитв о своих близких. И сегодня не зарастает тропа к скромным захоронениям Наташи и Тихона, Иоанна, Матроны, Дарии.

Среди захоронений можно увидеть могилы ельчан — таких известных в городе врачей, как и Т.М. Волуйский, прошедший тяготы немецкого военного плена в годы Первой мировой войны; Д.Ф. Холодилов, служивший старшим полковым врачом 18-го гусарского Нежинского полка; В.А. Козлянинов, бывший полковым врачом в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Каждый, кто хотя бы однажды бывал на старом кладбище, обращал внимание на необычный по форме небольшого размера хорошо сохранившийся памятник купеческой дочери Елизаветы Аристарховны Нероновой (1866 — 1879 гг.). По сведениям краеведа В.А. Заусайлова,  ее отец — купец 2-й гильдии А.М. Неронов имел личное почетное гражданство, был избран гласным в Уездную земскую управу и в Елецкую Городскую думу.

Немного поодаль, за Казанским храмом возвышается другой памятник из черного мрамора. Он установлен на могиле известного елецкого купца-промышленника И.И. Скуфьина, табличка с именем которого содержит почему-то только одну дату.

Многие могилы оказались навсегда утраченными, в том числе, русского летчика-испытателя М.М. Золотухина, погибшего в Ельце, настоятеля Вознесенского собора протоиерея Н.И. Шубина. Это связано, в частности, с плотностью захоронений на территории старинного кладбища.

 Особенно много испытаний выпало на долю елецкого некрополя в 30-е гг. ХХ в. Были разграблены захоронения, уничтожены или перенесены на другое место надгробия и памятники, пострадала родовая усыпальница почетных потомственных купцов Петровых, известняковые плиты легли в основу строящегося Каракумского моста. На сегодняшний день чудом сохранились Казанская церковь и часовня, некоторые купеческие памятники.     Рядом с ними располагаются захоронения советского периода, гражданских лиц и военных. В годы Великой Отечественной войны Елец оказался в зоне тяжелейших боев и был оккупирован немецко-фашистскими войсками, а 9 декабря 1941 г. полностью освобождён.

Многих погибших и умерших от ран в госпиталях бойцов хоронили в братской могиле, расположенной в конце старого городского кладбища. Здесь покоятся 1333 человека, из которых неизвестным остался только 1 воин. Братская могила представляет собой земляной холм размером 13х13 м, посередине которого возвышается выполненный из серого гранита квадратный постамент со ступеньками в центральной части. На постаменте установлена семиметровая стела, отделанная мраморной крошкой, вершину которой венчает пятиконечная бронзовая звезда, обрамленная лавровым венком. На стеле расположены мраморные таблички с надписями: «Доблестным советским воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины», «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины», «Вечная слава патриотам Родины». За стелой установлена стена с фамилиями воинов, захороненных в братской могиле.

Через двести лет после своего открытия захоронения на Казанском кладбище были прекращены. Местные власти приняли решение через четверть века сравнять его с землей и использовать для муниципальных нужд. К счастью, некрополь ельчанам удалось отстоять. Для исследователей он является источником и хранилищем ценнейшей информации и предметов материальной культуры.                   

Сегодня часть табличек и надгробий обновлена потомками ельчан, приезжающий в славный город их предков. Появляются новые фотографии и георгиевские ленточки на оградках. Таким образом, открываются новые, прежде неизвестные для наших современников имена тех, чья жизнь оставила свой след в истории города Ельца. История кладбища, его личности, его склепы и могилы заставляют задуматься о многом, в том числе, о сохранении памяти о тех людях, которые стали частью истории нашего города.

Добавить комментарий