В собрании Елецкого музея насчитывается свыше семидесяти тысяч единиц хранения. Из них около трёх тысяч находятся в экспозиционных залах. И среди разнообразных предметов быта, техники, живописи, прикладного искусства, археологии и нумизматики интерес вызывают … ракушки.
В фондах музея имеются несколько видов морских раковин: двустворчатый тихоокеанский моллюск тридакн, привезённый из Антарктических экспедиций нашим земляком Гавриловым В.В., денежные ракушки-каури и ракушки-иконы XIX века. О последних и пойдёт сегодня повествование.
«Святое семейство», «Тайная вечеря», «Воскресение Христово», «Беседа Христа с Закхеем» … Тончайшая резьба по перламутру с религиозным сюжетом поражает своим воздушным и волшебным видом не только посетителей, но и самих сотрудников музея, которых трудно чем-либо удивить.
Каким образом медальоны попали в музей? В связи с эвакуацией фондов музея в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., данные об источнике поступления утрачены. По сведениям сетевого издания, раковины-иконы в начале 1990-х годов можно было приобрести в антикварных салонах Москвы. Сейчас это крайняя редкость. В основном такие предметы на сегодняшний день можно встретить в собрании музеев или частных коллекциях. Наши раковины после эвакуации записаны в новую книгу поступлений в 50-е годы XX века. Однако, согласно акту инвентаризации имущества Елецкого краеведческого музея по состоянию на 1 января 1945 г. (на основе старой инвентарной книги) под порядковыим номерами 91 и 85 числятся: «Резьба на перламутре 4 вещи», «Распятие выложенное перламутром». Из этого следует, что перламутровые предметы попали в елецкий музей ещё в довоенное время. Возможно, это был дар или закупка, а возможно и национализированное церковное имущество. Сами раковины ничего не могут поведать о своём предыдущем хозяине, но, тем не менее, могут рассказать нам многое …
Какое-то особое тепло и трепет возникает у хранителя, даже сквозь белые тканевые перчатки, когда он берёт в руки эти шедевры миниатюрной объёмной резьбы. Они переливаются всеми цветами радуги и буквально светятся изнутри.
А изготавливалось это произведение искусства палестинскими и греческими мастерами.
Точное время появления этого ремесла неизвестно. В собрании некоторых музеев есть раковины-иконы XVIII века. И изготавливались они преимущественно греческими ремесленниками. Но активное развитие ремесла приходится всё же на XIX век и здесь главенствующую роль на себя взяла Палестина. С этого времени начинается в эти места паломничество и русских людей «…ко городу Иерусалиму, Святой святыни помолитися, Господню гробу приложитися, во Ердань-реки искупатися».
Конечно, такое путешествие паломнику хотелось сохранить и в памяти, и в своём сердце. А в подтверждение реальности происходившего события, привозили сувениры.
Такие сувениры, являлись семейными реликвиями, хранились в доме в «красном углу» и передавались из поколения в поколение, или же жертвовались в храмы и монастыри. Безусловно, самым дорогим сердцу и ценным был: камушек с Горы искушений, сосуды с водой из реки Иордан, веточки дерева под которым отдыхала Богородица на пути в Египет, земля из Вифлеема, масличные ветви из Гефсиманского сада, цветок из Галилеи. Но, как правило, многие русские паломники увозили на память или в подарок и необычную перламутровую ракушку. «Быть в Вифлееме и не зайти в магазины местных изделий из перламутра нельзя. В России хорошо известны Вифлеемские резные образа, крестики, четки и разные другие предметы благочестия, которые так дороги верующему христианину…».
В 1847 году Российская империя учредила в Иерусалиме Русскую духовную миссию для охраны православия, а в 1859 году – Палестинский комитет. В 1882 году по указу императора Александра III в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены было создано Императорское Православное палестинское общество, уставной задачей которого – помощь в путешествии православному паломнику в Святую Землю. С 1883 года Общество издаёт паломнические книжки, которые можно было приобрести во всех губерниях Российской империи. Действовали они в течение года и давали право останавливаться по пути следования на узловых железнодорожных станциях, по специальным купонам. Такая поездка стоила дешевле: обычный билет III класса от Одессы до Яффы стоил 20 руб. 50 коп. в один конец, по паломнической книжке – 24 руб. в оба конца. «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле».
В связи с этим к концу XIX века число русских паломников достигало до десяти тысяч человек и из них более 4000 оставалось на празднование Пасхи, а в 1907 году была зафиксирована рекордная цифра — 6410 человек, пребывающих в дни Светлого Христова Воскресения в Иерусалиме. Возможно, кто-то и из ельчан тоже совершил это незабываемое путешествие. Поэтому, когда в руки мы берём перламутровую раковину-икону, мы словно прикасаемся к историческим реалиям, мифам, загадкам, и мысленно тоже совершаем трудный, но такой невероятный путь в святые места.
Процесс изготовления изделия довольно сложный. Рельефная резьба на раковинах, добытых из вод Персидского залива, Красного и Средиземного морей, требует немалых усилий, а также усидчивости, точности и аккуратности. Материал довольно хрупкий и при малейшей ошибке раковина может треснуть. Как палестинским и греческим (афонским) мастерам удавалось так искусно орудовать инструментом для резьбы, остаётся загадкой, поскольку на сегодняшний день этот промысел утрачен.
Вот как описывается процесс изготовления: «поверхность раковины очищают и выравнивают до однородности, наносят рисунок, а затем, последовательно снимая слои перламутра, выявляют рельефное изображение, доводя обобщенный силуэт до совокупности тщательно детализированных элементов. На заключительном этапе перламутровую пластину шлифуют и полируют. Очевидец, наблюдавший процесс резьбы по перламутровой раковине в 1820-е годы, отмечал, что палестинские мастера не наносили подготовительного рисунка. А самой тонкой и сложной была сквозная резьба, или «резьба на проём». Удивительно тонкая и искусная работа! Резные ракушки подвешивались на специальные цепочки, в которой металлические звенья чередовались с перламутровыми.
Афонские изделия отличались от палестинских невысоким рельефом, на равных сочетающейся с гравировкой, а резные линии иногда заполнялись красками – чёрной, золотой, красной, зелёной.
Однако во второй половине XIX века русские паломники неоднократно свидетельствовали о массовом производстве и широком ассортименте поделок ремесленниками из Вифлеема, Назарета. В 1861 году в Иерусалиме открылись сразу три мастерских по производству церковного декоративно-прикладного искусства и работали там преимущественно вифлеемские мастера. Сюжет здесь играл так же особую роль. Он мог прямо указать конкретное место изготовления перламутровой раковины-иконы: «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов и пастырей» — в Вифлееме, «Благовещение» — в Назарете, «Воскресение Господне», «Тайная вечеря», «Вознесение Христово», «Успение Богоматери», «Крещение» — в Иерусалиме. А на лицевой стороне некоторых делали надписи: «lerusalem», «Bethleem», «Bethlehem».
Размещение нескольких сюжетов на раковине — особенность палестинских мастеров. Это позволяло продукции быть разнообразной, удовлетворяя разные предпочтения паломников.
Ещё одной отличительной чертой палестинских раковин-икон был интересный и необычайно тонкий вариант оформления с использованием ажурного орнамента растительного типа. В качестве мотивов использовали гирлянды роз, пальмовые ветви, побеги виноградной лозы: побег винограда — символ Спасителя, ветка пальмы — символ паломничества. А роза — самая прекрасная часть и без того бедной палестинской флоры. Запах роз в Палестине преследовал паломников повсюду: розовую воду использовали в церквях, ею монахи опрыскивали странников. В особом почёте была иерихонская роза, уникальное растение в виде невзрачного кустарника.
Она обладает удивительной способностью возрождаться. Жаркий, сухой ветер иудейской пустыни приносит тучи песчаной пыли и с лёгкостью вырывает из почвы и перекатывает с одного места на другое жёсткие стебли травянистого многолетника, корневая система которого и так достаточно поверхностна и слаба. Но стоит попасть каплям воды на свернувшееся от засухи растение – оно вновь расцветает! Для христиан иерихонская роза своего рода символ Воскресения. Существует поверье, что Святая Дева положила розу на одеяние младенца Христа. В день Рождества Христова цветок распустился, а в день распятия засох, вновь возродившись только в день Пасхи. Поэтому и сейчас верующие обладатели иерихонской розы оживляют её именно перед Пасхой, а дом, где есть этот цветок, считается благословенным. В палестинских раковинах-иконах иерихонская роза символизирует Святую Землю. Она помещена в круглое клеймо и иносказательно повествует об искупительной жертве и воскрешении Спасителя. Знаками Святой Земли также является герб с крупным крестом в центре и четырьмя малыми по бокам, и помещённый в круглое клеймо голубь с ветвью – символ новой жизни.
Также палестинские мастера владели техникой мозаичного набора из перламутровых пластин, которые крепились к деревянной основе. Такая техника использовалась при изготовлении напрестольных крестов, крестов-мощевиков, где облицовка перламутром дополнялась накладными горельефными фигурками.
Четыре перламутровые раковины-иконы из коллекции Елецкого музея имеют разные сюжеты.
Из них наиболее сложная по технике исполнения – вифлеемская раковина «Тайная вечеря».
Все предметы представляют культурную и историческую ценность. Изготовленные более чем сто лет назад разными мастерами, они были свидетелями многих исторических событий. Возможно когда-то приложенные к величайшим мировым Святыням христианства и проделавшие такой тяжёлый, длинный путь в Россию, сегодня раковины-иконы даже сквозь стёкла музейных витрин дарят нам своё тепло, свою энергетику. И, переливаясь всеми цветами радуги, словно передают нам привет из прошлого, из мест, где ступала нога Иисуса Христа и матери его, Пресвятой Богородицы.