О сладостях торгового дома Абрикосовых в начале XX века знал каждый житель Российской империи. Ассортимент фабрики был огромен — 230 наименований: карамель «Раковые шейки» и «Утиный нос от кашля», мармелад «Лилипут» и «Царский», кофе, какао, зефиры, пироги, марципаны, пряники, печенье, компоты, варенье, пастила, каштаны в сахаре… Некоторые изделия были уникальны, например, «ералаши» (коробки с конфетами ассорти), шоколадные зайцы и дед-морозы, прародители киндер-сюрпризов — ларцы конфет с вложенными игрушками, открытками, мозаиками, а так же подарочные жестяные коробочки со сладостями, которые называли на французский манер «бонбоньерками»(от фр. Bombonnière — конфетница). Одна из них хранится и экспонируется на втором этаже Музея купечества и сословий.
В 1804 году бывший крепостной крестьянин из Пензенской губернии Степан Николаев переехал вместе с семьей в Москву, открыл там кустарное кондитерское производство и лавку при нем. Вскоре сладости, произведенные Николаевым полюбились москвичам, что их стали заказывать на купеческие свадьбы, дни рождения, званые вечера и чиновничьи балы. Самыми популярными являлись абрикосовая пастила и мармелад. Возможно, именно поэтому при официальной регистрации торгового дома, на семейном совете было принято решение взять новую фамилию Абрикосовых .
Четыре поколения трудились над созданием бренда, но все же больший вклад в развитие семейного дела внес Алексей Иванович Абрикосов — новатор, гуманист, превосходный управленец и отличный семьянин.
Кондитерскую мастерскую он унаследовал от отца и вывел производство на новый уровень, используя передовые европейские технологии. В 1877 году «кондитерское заведение» было преобразовано в «Фабричное торговое товарищество А.И. Абрикосова Сыновей». В 1880 году в связи с присоединением к товариществу младших детей Алексея Ивановича предприятие получило новое название «Фабрично-торговое товарищество на паях А.И. Абрикосова Сыновей». К началу XX века товарищество с многочисленными филиалами выпускало в год 400 тонн кондитерских изделий. В штате числилось 2000 рабочих, а годовой оборот превышал 2,5 миллиона рублей.
Оптовые склады товарищества располагались в Москве, Петербурге, Одессе и на Нижегородской ярмарке, а продукция фабрики продавалась в фирменных магазинах в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, Иркутске, Ростове-на-Дону, а так же в различных провинциальных магазинах и лавках (в том числе и в Ельце).
Купец понимал, что важно не только произвести хороший продукт — его нужно продать. Поэтому большое внимание уделялось упаковке. Во-первых, она должна была быть привлекательна для покупателей, а во-вторых, не терять товарный вид при транспортировке.
Так при фабрике Абрикосова был организован целый цех, который занимался исключительно созданием упаковки для сладостей. Около 30 человек делали разнообразные по форме с оригинальными рисунками ярлыки, бумажные этикетки, блестящую обертку, бархатные мешочки, деревянные и жестяные коробочки, стеклянные баночки. Для создания упаковки Алексей Иванович приглашал профессиональных художников. Более того возглавлял этот упаковочный цех известный живописец Федор Шемякин. С товариществом Алексея Ивановича сотрудничали художники Иван Билибин, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Константин Сомов, Евгений Лансере и другие.
Вернемся к нашей бонбоньерке. Впервые они появляются в Европе в XV веке, когда возникла традиция дарить сладости в коробочке, изготовленной из дорогих материалов. К слову, и сами конфеты в те времена были редкостью и несли в себе ценность.
В России бонбоньерки появились в XIX в., которые охотно дарили друг другу на каждое радостное или значимое событие. Они как правило красочно оформлялись, расписывались художниками, внутри устилались шелком красивой расцветки и наполнялись самыми лучшими конфетами, а иной раз в бонбоньерку, кроме конфет, закладывались какие-нибудь вкладыши в качестве подарка и привлечения внимания. Абрикосовы особенно славилась разнообразными красочными открытками, вкладышами, на которых изображались пейзажи, животные, достопримечательности.
Бонбоньерки являлись и частью свадебных традиций: их дарили молодым девицам, родным и подружкам невесты, обычно сопровождавшим ее в церковь во время бракосочетания. Изначально маленькие коробочки или баночки наполняли миндалем в сахарной глазури (позже стали класть любые конфеты). Считалось, что горько-сладкий вкус символизирует супружескую жизнь. Количество же миндальных конфет несло следующую символику: три — это муж, жена и ребенок, а пять — это счастье, здоровье, благосостояние, удача и долголетие. Главное правило — число конфет должно быть нечетным! Такие сладкие подарки вручались во время свадебного бала и гостям в знак благодарности за то, что они посетили торжество.
На жестяной коробочке-бонбоньерке, которая хранится у нас в музее, полустертая надпись отсылает нас к популярному в то время лакомству — карамельной соломке.
Руководство для кондитеров и булочников от 1912 гласит: «Карамель можно смешивать с воздухом или, как говорят, тянуть ее и делать из нее соломку. Тянут карамель при помощи крючка, или с помощником. Для этого бросают карамель на крючок, пока карамель не превратится в белую тягучую массу. Долго вытягивая, карамель можно сделать совершенно белой и непрозрачной, такую карамель называют соломкой. Кроме крючков для вытягивания соломки за границей продаются машины, вырабатывающие соломку механически. Соломку можно вытягивать с помощником, бросая ее ему в руки. Горячая соломка жжет руки, улавливающему ее помощнику, а потому мальчики не охотно помогают мастерам вытягивать соломку».
На жестяной коробочке можно заметить три герба: два из них символизируют победу Товарищества на Всероссийских художественно-промышленных выставках в 1882 и 1896 годах, и третий, сообщал, что фабрике в 1899 году присвоено звание поставщика двора Его Императорского Величества. Все эти награды и звания свидетельствовали о высоком качество продукции.
В 1918 году фабрика Абрикосова и ее филиалы были национализирована. Через четыре года московский филиал новые власти переименуют в фабрику имени Петра Бабаева.