В экспозиции Елецкого музея купечества и сословий представлен экспонат, который вызывает интерес и удивление у посетителей, как взрослых, так и детей. Это фарфоровая чайная пара — чашка и блюдце.
Изготовлена пара предположительно в период 1870-1890-х гг. на бывшем заводе Гарднера, расписана с применением техники мушель и имеет надглазурное клеймо. Диаметр блюдца составляет 21,5 см, а объём чаши — 750 мл. Украшает чайную пару надпись «Пей другую».
В дореволюционной России была особая любовь к чайной церемонии. Чай пили не только дома, но и в специально отведённых местах – чайных, которые стали появляться повсеместно с начала 80-х годов XIX века. Первая чайная была открыта в Петербурге в 1882 году, затем они появились в Москве. «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника… Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут». (А.И.Вьюрков, «Друг семьи»).
Постепенно чайные заведения стали открывать и в других городах Российской империи.
В каждой чайной, как правило, было три комнаты, за исключением кухни и подсобных помещений, имелся граммофон, бильярд и подшивки газет. Кипяток подавался исключительно в самоварах. В Ельце в этот период времени было несколько чайных заведений. Здесь ельчане проводили свой досуг, выпивая огромное количество чая, обсуждая дела и читая газеты. Для привлечения как можно большего количества посетителей было решено открыть при чайных библиотеки-читальни.
Особенно любили чай в купеческой среде. Купцы, сидя долгие часы за столом, устланным цветной скатертью и заставленным вазочками с вареньем и мёдом, калачами, баранками, бубликами и кренделями, могли выпить до двадцати чашек чая.
С шутливым намёком на такое количество выпиваемого чая фабрики Товарищества Кузнецова принялись выпускать потешные чайные пары. В Вербилках были выпущены две пары с надписями: «Чай пей» объёмом на 250 мл и «Пей другую» объёмом на 750 мл. На Дулёвской фабрике – «Довольно и одной» объёмом на 2 литра.
Купцы, как любители редких и интересных вещиц, могли напоить гостя из похожей чайной пары, с любопытством наблюдая, как визитёр будет выходить из положения.