Наследие артиста Е.Н.Лаврова

Наследие артиста Е.Н.Лаврова

Более 50 ценных предметов в коллекции Елецкого краеведческого музея, часть из которых представлено в экспозиции Музея купечества и сословий, были переданы в 1963 г. Евгением Николаевичем Лавровым – актером, режиссером, журналистом, педагогом, клубным работником. Среди них такие яркие экспонаты, как бархатное платье, музыкальный инструмент – цитра, умывальник чугунно-литейного завода Криворотовых, гримировальный ящик и многое другое.

Но наиболее информативным является архив Е.Н.Лаврова, отражающий не только биографию ельчанина, но и жизнь страны первой половины XX в.: документы, фотографии, афиши, театральные программки, вырезки из газет.

Воспоминания Евгения Николаевича Лаврова начинаются такими словами: «всю жизнь я посвятил культурной работе среди народа, в основном на поприще драматического искусства и частично журналистики».

Евгению Николаевичу выпало родиться в то самое время, когда мир стоял на пороге грандиозных событий и поворотов. Долгожданное рождение сына в семье Лавровых произошло в 1896 г. в городе Ельце. Отец Николай Филиппович окончил Елецкое железнодорожное техническое училище, мать Софья Васильевна — медалистка Елецкой женской гимназии.

Крепкие родственные связи поддерживались с бабушкой по матери Л.П.Криворотовой, из знаменитого купеческого рода. Она была женщиной начитанной, в политике прогрессивно настроенной. Однажды даже прятала у себя на чердаке высланного студента-революционера, когда он с запрещенной литературой попался на глаза следившему за ним полицейскому. Этот студент-медик впоследствии не раз бывал в доме, а позже стал первым наркомом здравоохранения по фамилии Семашко.

Семья считалась творческой, в роду были и художники. В частности, двоюродный брат Борис Лавров, тоже ельчанин, автор бюста Карла Маркса, стоявшего перед театром, а также памятника эсеру И.П. Каляеву, установленному в первую годовщину Октябрьской революции у входа в Александровский сад у Кремля.

Евгений же выбрал другую стезю. Его первое знакомство с драматическим искусством состоялось в раннем детстве в первые годы первого десятилетия XX в. в Елецком театре, переделанном из военного манежа. В те годы антрепризу держали известные предприниматели – знатоки театра антрепренеры Алмазов, Синельников, Панормов-Сокольский, Жамсон и другие, т.к. Елец считался городом театральным. Профессиональные группы привозились знаменитые, и зрители посещали театр охотно. Ребенка часто водили на дневные детские спектакли, а вернувшись домой, он старался копировать актеров в их ролях. Первое же выступление на настоящей сцене, в настоящем спектакле со взрослыми состоялось, когда Евгению едва исполнилось 7 лет.

Во время учебы в Елецкой казенной мужской гимназии страсть к театральному искусству начала расти: вместе со сверстниками и с помощью взрослых Евгений организовывал домашние спектакли. Декорации, костюмы, грим делали своими руками. В 1911 г. он приступил к созданию своей первой пьесы «Школа жизни», где изобразил тяжелый режим и «затхлую» гимназическую атмосферу, которая не менялась еще со времен обучения в ней Пришвина, Бунина и Семашко. Этому произведению, как и вообще своей драматургии, Е.Н.Лавров на протяжении всей жизни уделяет большое внимание – создает несколько вариантов, отправляет на рецензирование в столичные издательства.  Позже он написал ряд произведений для «домашнего театра» и клуба: «На аттестат зрелости», «Равноправная», «Страшный суд», «Накануне», пьесу «Был такой случай» Е.Лавров отправляет в дар министру культуры РСФСР в 1967 г.

После смерти отца в 1913 г. Евгению пришлось подрабатывать, «репетируя купеческих сынков» и сотрудничая в местных газетах. Так он познакомился с профессией журналиста.

В это время в Ельце, кроме профессионального театра, существовало много и любительских кружков, которые работали периодически. Е. Лавров в своих воспоминаниях называет фамилии ельчан, проявивших себя на театральной ниве, свое участие в спектаклях, что натолкнуло его на мысль получить профессиональное образование.

В 1916 г. ельчанин поступает в Императорский Московский Университет на историко-филологический факультет и в музыкально-драматическое училище по классу драмы (филармония при императорском Малом театре).

Чтобы заработать денег на учебу, в Москве давал уроки, в том числе и детям знаменитого художника М.К.Клодта, а в Ельце пришлось работать сразу в двух газетах: «Елецкий край» и «Последние новости» (под псевдонимом Правдин).

Визитная карточка корреспондента Е.Н.Лаврова

В 1917 г. был объявлен приказ о призыве студентов в армию. Евгения мобилизовали и отправили в Царицынский студенческий батальон, готовивший офицеров. В Февральской революции Е.Лавров вместо винтовки получил сумку с медикаментами Красного Креста и выступал как санитар. После Октябрьской революции он был прикомандирован к Елецкому караульному батальону и выделен в качестве актера в красноармейский «Красный театр», который находился осень и зиму 1918-19 гг. за р. Сосной в бывших Нежинских воинских казармах, а потом переведен в театр из манежа, где играли в теплое время года. В 1919 г. «Красным театром» заведовал А.А.Поварени, а режиссером был В.Муравьев.

После набега Мамонтова старый театр из манежа перестал существовать. Часть актеров ушла с казаками. Е.Лавров также получил приказ явиться к Мамонтову, но скрылся, ушел с Красной Армией в г. Новосиль. Военкомат зачислил его инструктором-организатором театрального дела. Из красноармейцев и местных любителей Евгений Николаевич организовал драмтруппу, спектакли шли с успехом. В 1920 г. труппу откомандировали в г. Барнаул, т.к. к Новосилю подошел генерал Деникин, но по дороге Лаврова уговорили переехать в Липецк, курортный город, где не было своего театра. Там переоборудовали курортный зал, назвав его первым советским театром, и открыли его 5-го июня 1921 г. показом пьесы «Савва» Л.Андреева. Будучи инструктором-организатором театрального дела, Лавров отыскал случайно оказавшихся в городе артистов-профессионалов, пригласил их режиссерами и актерами на ведущие роли, а из местных любителей отобрал более опытных и талантливых, подобрал весь технический персонал, и дело пошло успешно.

Кроме того, в Липецке Евгений Николаевич организовал драмстудию при Упрофбюро, драмкружок при инженерной дистанции воинской части, играл и режиссировал в рабочем клубе.

Позже судьба забросила его в г. Тамбов, где Лавров проработал 5 лет до 1928 г. Кружки снабжались очень плохо, и Евгений Николаевич с помощью жены-портнихи и брата-художника старался создать свою маленькую костюмерную, урезая себя во всем, попутно собирал старинные вещи по базарам и домам для бутафории.

В 1929 г. Лавров вернулся в родной город Елец по приглашению заведующего ж/д клубом для восстановления драмкружка. Созданное заново объединение он разбил на три группы: одна готовила крупные пьесы, другая работала над небольшими произведениями, третья – агитбригада, в репертуар которой входили небольшие сценки, хоровые номера, физкультурные пирамиды и проч. Эти выступления давались в обеденные перерывы прямо на производстве. Драмкружок объединял вокруг себя различные группы: литературную, ИЗО, танца, музыки и т.д. При такой организации он насчитывал до 250 чел. Вскоре елецкая самодеятельность стала считаться на первом месте в окрестных селах и городах, Е.Н. Лаврова вызывали в Воронеж делиться своим опытом и методом работы, ставя его в пример остальным.

групповое фото членов драмкружка клуба ст. Елец ЮВЖД –
участников «Живой Театрализованной Газеты», 1930 г.

В 1935 г. педтехникуму понадобился заведующий нового отделения – внешкольного, которое готовило педагогов-внешкольников в средние школы и техникумы. Таким специалистом по клубной работе стал Е.Лавров. Он со своим классом оборудовал сцену и зрительный зал, оформил стены коридора, проводил игры, аттракционы, викторины на больших переменах. Организовывал кружки художественной самодеятельности для обслуживания школьных вечеров. Изучали бальные танцы, проводили шахматно-шашечные турниры, обсуждение литературных произведений, устраивали экскурсии и коллективные посещения театра и кино, следили за культурой общения в общежитиях.

Демонстрация у здания педагогического техникума (Елец, ул. Коммунаров, 15), 1935 г.

В 1936 г. Е.Лавров принял заведывание Елецким домом работников просвещения. На тот момент это учреждение пребывало в плачевном состоянии, и было приложено немало сил для его преобразования. В последующие годы почти до эвакуации Дом работников просвещения, теперь Дом учителя, считался одним из лучших клубов города Ельца по хозяйственной, массовой и кружковой работам, славилась его библиотека, общежитие, водная станция, вечерние мероприятия.

Елец, ул. Мира, 134

В тяжелые военные годы здание стали занимать военные. Дом учителя пришлось эвакуировать, имущество частично было сдано госпиталю, а само здание – военкомату. И только в 1949 г. здание вернули профсоюзу работников просвещения. Е.Н.Лаврову предстояло вновь восстановить учреждение. В общей сложности он возглавлял Дом работников просвещения 6 лет. Конфликтная ситуация с начальством заставила покинуть это место работы.

В последующие годы и почти до выхода на пенсию Е.Н.Лавров руководил драмкружками, работал худруком в районном доме культуры в с. Казаки, заведующим Александровским клубом в с. Сазыкино, преподавал основы режиссуры и актерского мастерства в областной культпросветшколе.

На заслуженном отдыхе «не мог вычеркнуть себя из общества и стал работать как общественник» в клубных драмкружках при елецких заводах.

По словам из воспоминаний, Евгений Николаевич Лавров не стал знаменитым артистом Малого и Художественного театров, как некоторые его однокашники, но работу в небольших театрах и клубах считал более важной и полезной для народа. Время было непростое, страна после революции, а позже после войны, поднимала в первую очередь жизненно важные отрасли, а культура во многом строилась на энтузиазме и инициативе советских людей.

А.Шебалова, заведующая Музеем купечества и сословий МБУК «ЕГКМ»

Добавить комментарий