Московский Художественный  театр в жизни А.А. Стаховича

Московский Художественный  театр в жизни А.А. Стаховича

(посвящается Всемирному дню театра)

      Жизненный путь каждого человека, независимо от времени, сопровождают сильные чувства: любовь, страсть, жажда власти, отчаяние, страх, преданность, справедливость…  Они могут настолько овладеть душой, что появляется потребность поделиться  эмоциями, мыслями с окружающими, вызывая чувство сопереживания или, наоборот, негодования.  Под действием творческого порыва в судьбе происходят большие перемены. Именно этот фактор повлиял на дальнейшие планы в жизни нашего земляка Алексея Александровича Стаховича (1856—1919). Он родился  в Санкт-Петербурге, однако, его малой родиной являлась Пальна-Михайловка Елецкого уезда Орловской губернии. Его дед был драматургом-любителем, автором популярной на русской сцене пьесы «Ночное». Отец, Александр Александрович  — помещик и коннозаводчик, шталмейстер Двора Его Императорского Величества — увлекался французской комедией и итальянской оперой. Начав службу взводным вахмистром в кавалерийском полку, А.А. Стахович  был произведен в 1905 г. в генерал-майоры. Но неожиданно для многих через два года он вышел в отставку. Его неудержимо манила к себе сцена.

А.А. Стахович, К.С. Станиславский и студийцы МХТа

Еще в 1902 г. Алексей Александрович стал пайщиком Московского Художественного театра (МХТ), а  в позднее одним из его директоров. В 1910 г. Стахович был зачислен в актерскую труппу театра. Зрители видели его в роли князя Абрезкова в «Живом трупе», затем  в ролях графа Любина в «Провинциалке» (по И. С. Тургеневу) и Степана Верховенского в «Николае Ставрогине» (по Ф. М. Достоевскому).

       Не забывал Стахович и свою любимую Пальну-Михайловку,  уже получившую всероссийскую известность как своеобразный центр культуры и общественно-просветительской деятельности. С большим интересом знакомились с ней Константин Сергеевич Станиславский  и артисты театра. Впервые это произошло в 1902 г. при подготовке спектакля «Власть тьмы». Артисты приехали изучать деревенский быт, речь своих будущих героев и для сбора театрального реквизита. Об этом написал Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве». Второй раз он побывал в Пальне-Михайловке в 1916 г., именно тогда и назвал ее «очаровательной красавицей».

      Много внимания и сил Алексей Александрович  отдавал театральной школе, где вел класс манер, светского поведения и благородной выправки.

     Неоднократно о Стаховиче вспоминала поэтесса Марина Цветаева. Это был период, когда она буквально охвачена стихией театра. Ее друзьями стали студийцы Второй студии МХТ и студии Евгения Вахтангова. История этих взаимоотношений, театральная атмосфера описаны Цветаевой в «Повести о Сонечке», им посвящен стихотворный цикл «Комедьянт».  Со Стаховичем поэтесса пересеклась мимолетно, однако, эта встреча  произвела на Марину Ивановну колоссальное впечатление, оставившее свой след на долгие годы. Перед ней был дворянин, бывший кавалергард и адъютант великого князя Сергея Александровича, обладавший благородством, мудростью  и мужеством.  Она видела его в спектакле Второй студии «Зеленое кольцо». Образ Стаховича дополняли рассказы ее музы — подруги-студийки Софьи Голлидэй о методике проведения занятий, о чутком, доброжелательном отношении педагога к молодым талантам. Именно нашему земляку поэтесса посвятила стихотворные строки:

«Хоть сто мозолей — трех веков не скроешь!

Рук не исправить — топором рубя!

О, сокровеннейшее из сокровищ:

Порода! — узнаю тебя.

Как ни коптись над черной сковородкой —

Все вкруг тебя твоих Версалей — тишь.

Нет, самою косой косовороткой

Ты шеи не укоротишь!

Над снежной грудой иль над трубной сажей

Дугой согбен — все ж гордая спина!

Не окриком, — все той же барской блажью

Тебе работа задана.

Выменивай по нищему Арбату

Дрянную сельдь на пачку папирос —

Все равенство нарушит — нос горбатый:

Ты — горбонос, а он — курнос.

Но если вдруг, утомлено получкой,

Тебе дитя цветок протянет — в дань,

Ты так же поцелуешь эту ручку,

Как некогда — царицы длань.

     Когда в 1919 г. Алексей Александрович покончил с собой, его гибель стала для артистов, студийцев и самой Цветаевой настоящим потрясением. О нем она неоднократно вспоминала в своих произведениях.      Стахович оказал большое влияние на дальнейшее развитие театральной деятельности любимого театра, на судьбы многих студийцев. Его имя навечно вписано в историю Московского Художественного Театра им. А.П. Чехова.

Известный русский художник В.А. Серов сделал три портрета нашего земляка. В Музее купечества и сословий г. Ельца экспонируется копия портрета А.А. Стаховича работы Серова, выполненная художником И. Литвиновым.

        С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, остался прежним. Театр – это зрелище, а его основа – сценическое действие. В нём объединяются в целостную систему мысли, чувства, движения актеров – все то, что называется подлинным искусством.

#музейкупечестваисословийелец    #стаховичиМХТ

Добавить комментарий