(посвящается Всемирному дню театра)
Жизненный путь каждого человека, независимо от времени, сопровождают сильные чувства: любовь, страсть, жажда власти, отчаяние, страх, преданность, справедливость… Они могут настолько овладеть душой, что появляется потребность поделиться эмоциями, мыслями с окружающими, вызывая чувство сопереживания или, наоборот, негодования. Под действием творческого порыва в судьбе происходят большие перемены. Именно этот фактор повлиял на дальнейшие планы в жизни нашего земляка Алексея Александровича Стаховича (1856—1919). Он родился в Санкт-Петербурге, однако, его малой родиной являлась Пальна-Михайловка Елецкого уезда Орловской губернии. Его дед был драматургом-любителем, автором популярной на русской сцене пьесы «Ночное». Отец, Александр Александрович — помещик и коннозаводчик, шталмейстер Двора Его Императорского Величества — увлекался французской комедией и итальянской оперой. Начав службу взводным вахмистром в кавалерийском полку, А.А. Стахович был произведен в 1905 г. в генерал-майоры. Но неожиданно для многих через два года он вышел в отставку. Его неудержимо манила к себе сцена.

Еще в 1902 г. Алексей Александрович стал пайщиком Московского Художественного театра (МХТ), а в позднее одним из его директоров. В 1910 г. Стахович был зачислен в актерскую труппу театра. Зрители видели его в роли князя Абрезкова в «Живом трупе», затем в ролях графа Любина в «Провинциалке» (по И. С. Тургеневу) и Степана Верховенского в «Николае Ставрогине» (по Ф. М. Достоевскому).
Не забывал Стахович и свою любимую Пальну-Михайловку, уже получившую всероссийскую известность как своеобразный центр культуры и общественно-просветительской деятельности. С большим интересом знакомились с ней Константин Сергеевич Станиславский и артисты театра. Впервые это произошло в 1902 г. при подготовке спектакля «Власть тьмы». Артисты приехали изучать деревенский быт, речь своих будущих героев и для сбора театрального реквизита. Об этом написал Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве». Второй раз он побывал в Пальне-Михайловке в 1916 г., именно тогда и назвал ее «очаровательной красавицей».
Много внимания и сил Алексей Александрович отдавал театральной школе, где вел класс манер, светского поведения и благородной выправки.
Неоднократно о Стаховиче вспоминала поэтесса Марина Цветаева. Это был период, когда она буквально охвачена стихией театра. Ее друзьями стали студийцы Второй студии МХТ и студии Евгения Вахтангова. История этих взаимоотношений, театральная атмосфера описаны Цветаевой в «Повести о Сонечке», им посвящен стихотворный цикл «Комедьянт». Со Стаховичем поэтесса пересеклась мимолетно, однако, эта встреча произвела на Марину Ивановну колоссальное впечатление, оставившее свой след на долгие годы. Перед ней был дворянин, бывший кавалергард и адъютант великого князя Сергея Александровича, обладавший благородством, мудростью и мужеством. Она видела его в спектакле Второй студии «Зеленое кольцо». Образ Стаховича дополняли рассказы ее музы — подруги-студийки Софьи Голлидэй о методике проведения занятий, о чутком, доброжелательном отношении педагога к молодым талантам. Именно нашему земляку поэтесса посвятила стихотворные строки:
«Хоть сто мозолей — трех веков не скроешь!
Рук не исправить — топором рубя!
О, сокровеннейшее из сокровищ:
Порода! — узнаю тебя.
Как ни коптись над черной сковородкой —
Все вкруг тебя твоих Версалей — тишь.
Нет, самою косой косовороткой
Ты шеи не укоротишь!
Над снежной грудой иль над трубной сажей
Дугой согбен — все ж гордая спина!
Не окриком, — все той же барской блажью
Тебе работа задана.
Выменивай по нищему Арбату
Дрянную сельдь на пачку папирос —
Все равенство нарушит — нос горбатый:
Ты — горбонос, а он — курнос.
Но если вдруг, утомлено получкой,
Тебе дитя цветок протянет — в дань,
Ты так же поцелуешь эту ручку,
Как некогда — царицы длань.
Когда в 1919 г. Алексей Александрович покончил с собой, его гибель стала для артистов, студийцев и самой Цветаевой настоящим потрясением. О нем она неоднократно вспоминала в своих произведениях. Стахович оказал большое влияние на дальнейшее развитие театральной деятельности любимого театра, на судьбы многих студийцев. Его имя навечно вписано в историю Московского Художественного Театра им. А.П. Чехова.

Известный русский художник В.А. Серов сделал три портрета нашего земляка. В Музее купечества и сословий г. Ельца экспонируется копия портрета А.А. Стаховича работы Серова, выполненная художником И. Литвиновым.
С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, остался прежним. Театр – это зрелище, а его основа – сценическое действие. В нём объединяются в целостную систему мысли, чувства, движения актеров – все то, что называется подлинным искусством.
#музейкупечестваисословийелец #стаховичиМХТ