В предыдущих публикациях цикла «Лица времени», посвященного Году семьи, мы познакомили читателей с отдельными представителями большой семьи Малишевских. Сегодня героем публикации стал автор поэтических произведений Михаил Петрович, правнук протоиерея соборного храма Вознесения Господня на Красной площади, благочинного г. Ельца Петра Максимовича Малишевского. Он родился в г. Ельце Орловской губернии в 1896 г., учился в мужской классической гимназии. Крепкая дружба связывала его с Михаилом Пришвиным и Александром Кириленко, которые нередко бывали в гостях в большом деревянном доме с резными наличниками и тенистым садом на Рождественской улице. Миша очень любил спорт: играл в футбол, катался на велосипеде. Нередко участие в играх принимали трое братьев Михаила. Кроме того, у него было еще две сестры. Дети росли дружными, окруженными родительской любовью и вниманием, в творческой атмосфере. Литература, музыка, графика, театральные подмостки, позднее кино – все это очень увлекало, поэтому неслучайно молодое поколение в той или иной мере оказалось связанным с искусством. Михаила Петровича знали в Ельце как поэта, переводчика, музыканта, режиссера самодеятельных постановок. Так же, как и отец, он решил стать юристом и поступил в Императорский Московский университет, но через четыре года оставил учебу, после чего вернулся в Елец. В это время Михаил Петрович давал частные уроки и работал на канцелярских должностях в местных советских учреждениях. Имея семью и сына Надира (будущего известного советского киноактера), Малишевский в 1920 г. решил окончательно переехать в Москву, где со временем у него появились еще дочь Зенита и сын Чанг.
В столице он совмещал самые разные направления своей деятельности. Будучи филологом, преподавал в Высшем Литературно-Художественного институте Валерия Брюсова. С лекциями на тему «Краткое изложение основ метрической междуязыковой стихологии» выступал в 1921-25 гг. во ВЛХУ, в Московском институте Декламации проф. В. К. Сережникова и в Литературной Студии при Всероссийском Союзе Поэтов, членом которого являлся сам. Наш земляк создал свою теорию стихосложения, назвав ее «Метротоника». Под таким названием была выпущена книга, оформлением которой занимался его брат, художник Александр Малишевский.
Помимо этого Михаил Петрович стал автором ряда работ о стихосложении, а также многочисленных юмористических миниатюр – «скирлей». По словам поэта, при произнесении этого слова слышался скрип деревянной ноги медведя из известной народной сказки. Так возник новый литературный жанр. В 1964 г. известный композитор М. Таривердиев написал ироническую вокальную сюиту на семь миниатюр М.П. Малишевского и назвал её «Скирли».
Михаил Петрович являлся страстным любителем и знатоком диких и домашних животных и птиц, ставших обитателями его московского дома. В историю вошли свинья Чанг и лис Люська. Интерес к деятельности нашего земляка на новом поприще и к его труду «Биология мышления» проявляли писатели-натуралисты. Многолетняя дружба и творческая поддержка связывала его с орнитологом и журналистом, автором рассказов для детей В.В. Бианки. Наш земляк ушел из жизни в 1955 г., оставив после себя большое творческое наследие. Основной составляющей в деятельности М.П. Малишевского остаются его стихи. Многочисленные произведения поэта Малишевского заслужили одобрение В.Я.Брюсова, Б.Л. Пастернака и других авторов серебряного века. Прошло более шести десятилетий после ухода мастера слова из жизни, а его поэтические строки продолжают звучать, благодаря ценителям его творчества. Итогом коллективного труда, подготовленного по документам семейных и государственных архивов, стала объемная книга «Полнолуние осени. Стихотворения».
Издание под общей редакцией, с комментариями и биографическим очерком о М.П.Малишевском известного филолога, исследователя поэзии серебряного века Л.А. Соболева увидело свет в 2020 г. Подавляющее большинство текстов в ней было опубликовано впервые. Некоторые произведения, включенные в издание, были написаны в Ельце в 1919 г. Предлагаем вниманию читателей одно из них:
«А может быть искусство есть наука,
Слуга предвзятости, и жизни, и безделья.
А может быть поэта стол и келья –
Ученой лестницы размеренная скука?
А может — все, что высказано лирой
Для сердца чуткого, для прихоти, для звука,
И есть как раз суровая наука,
Что жизнь на клеточки изрубит как секирой.
Днем 9 апреля 1919 г. Елец
Один из экземпляров этой замечательной книги был передан Елецкому городскому краеведческому музею Дареджан Чангиевной Кипиани-Малишевской, внучкой Михаила Петровича. Благодаря ей и Алексею Александровичу Кириленко, который также активно участвовал в подготовке этого издания, у сотрудников музея появилась возможность более глубокого знакомства с многогранным талантом известного земляка – поэта серебряного века.
#музейкупечестваисословийелец #годсемьи #малишевскийизельца