под руководством А. П. Стахович (ко Дню воссоединения Крыма с Россией)
Одним из памятных событий, вошедших в историю Отечества, явилась Крымская или Восточная война. Она стала показательным примером внешнеполитического курса европейских держав в отношении Российской империи. Успешные боевые действия против неприятельской армии и флота в начале войны, а также героическая оборона Севастополя, вдохновляли передовую часть русского общества. У всех на устах были имена русских флотоводцев и военачальников: П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, Э.И. Тотлебена, Н.Н. Муравьёва-Карского…
Тем временем, с театра военных действий стали приходить письма с описанием мучений раненых и больных воинов, страдавших от недостаточного ухода, от равнодушия тех, кому было поручена забота о защитниках Отечества. Позднее стало известно, что в свои армии уже выехали французские и английские сестры милосердия.
Как же обстояли дела в России и в русской армии? В высших слоях светского общества пребывание на войне женщин считалось тогда не только зазорным и бесполезным, но и опасным в стратегическом отношении, а также что с прибытием их на фронт неизбежно ослабнет военная дисциплина. Многое говорилось тогда и о «слабости женского пола» и об «утрате женственности». Тем не менее, учреждения, оказывающие помощь больным в стационарных условиях, в стране уже существовали.
Особое значение в решении важных вопросов по оказанию медицинской помощи воинам в годы Крымской войны имела деятельность великой княгини Елены Павловны, вдовы великого князя Михаила — младшего брата Николая I. В 1854 г. она обратилась ко всем русским женщинам с призывом участвовать в уходе за ранеными. В то время в госпиталях и лазаретах Крыма катастрофически не хватало врачей и медицинского персонала.
Этот призыв нашел широкий отклик в сердцах жительниц России разных сословий. 5 ноября того же года в Санкт-Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия с целью создания отрядов из женщин-добровольцев для помощи по уходу за ранеными бойцами. Эта организация объединила патриотически настроенных представительниц самых разных слоев общества: рядом с женами, вдовами и дочерьми дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.
С большими препятствиями со стороны военного начальства Елена Павловна получила разрешение на отправку группы сестер милосердия на войну. В ноябре 1854 г. первое отделение уже было направлено на Крымский театр военных действий. В этом и последующих отрядах было множество интеллигентных женщин-дворянок. Среди них: Е.М. Бакунина, Е.А. Хитрово, А.П. Стахович, Будберг, Бибикова, Пржевальская, Е.П. Карцева, Щедрина, Мещерская, Пожидаева, Романовская и др. Для них уже сама поездка в Севастополь была первым тяжелым испытанием их благородного намерения. В гололедицу надо было ехать очень медленно или идти пешком, потому что повозки опрокидывались или завязали так, что двадцать человек едва могли сдвинуть их с места. На остановках приходилось ночевать в холодных, грязных, зловонных избах.
При виде раненых, ослабевших от недоедания солдат, лежавших без всякого ухода на полу или на земле, сестры общины, полные решимости, взялись за дело. Не обращая внимания на открытую недоброжелательность местного начальства, они стали ухаживать за больными, облегчая им страдания, готовили качественную сытную еду, получая в ответ благодарность от своих подопечных.
Выдающийся русский профессор Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга, хирург Николай Иванович Пирогов по согласованию с великой княгиней Еленой Павловной подал прошение направить его добровольцем на фронт. По прибытии в район военных действий он разделил бывших в его непосредственном подчинении сестер на следующие категории: операционные сестры; перевязочные сестры; сестры-аптекари; сестры-хозяйки и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. Он лично инспектировал работу сестер милосердия, как и Александра Петровна Стахович, которая по долгу службы регулярно объезжала все отделения общины. В ее первый отряд на Северной стороне Севастополя доставлялись преимущественно раненые с Селенгинского, Волынского и Камчатского редутов.
Несмотря на трудности и опасности, сестры общины помогали хирургам, врачам, фельдшерам в операционных, принимали участие в распределении воинов по степени ранения и его тяжести, оказывали первую помощь на перевязочных пунктах и в госпитале. Нередко им приходилось перевязывать солдат в антисанитарных условиях: на открытой местности, под дождем, в грязи.
К несчастью, большая часть сестер, жертвуя чрезмерно собой на новом поприще, изнемогли от трудов и от болезней. С 20 декабря сама начальница А. П. Стахович и большая часть первого отряда находились в тифозной горячке. Здоровые сестры ухаживала за больными. К сожалению, не все выживали в борьбе с эпидемией. Уже к концу войны сестры милосердия руководили эвакуацией раненых из Крыма в Симферополь, Екатеринослав, Перекоп, Николаев, Херсон, Одессу, Харьков, Киев. Численность госпиталей в это время доходила до семидесяти.
Во многие города и села России доставлялась корреспонденция из героического Крыма. Сестры милосердия находили время писать по просьбам раненых письма их родным, а также своим близким и друзьям. В одном из таких писем Александра Петровна сообщала о том, что помощь оказывалась всем без исключения, даже пленным: «В числе раненых есть 22 француза и 3 англичанина. Некоторые из них очень тяжело ранены, и трое уже умерли. Один получил 14 ран штыком; лицо его проколото таким образом, что язык отрезан, и этот страдалец жив; он ничего не может есть, кроме крепкого бульона; его поят с трудом. Пленные в восторге от того, как их русские содержат, и уже несколько писем написали в свой лагерь, говоря, что за ними ухаживают добрые сестры милосердия, и что они считают себя счастливыми…» Глубокое сострадание ко всем раненым не делило страждущих на своих и врагов. Русские женщины оказывали свою помощь и поддержку всем нуждающимся.
Вот что писал Н.И. Пирогов в одном из своих отчетах о действиях сестер Крестовоздвиженской общины и их главной начальницы Александры Петровны Стахович: «Сестры — начальница Стахович, Чупати и Будберг — преимущественно отличались своим самоотвержением при этой переноске, продолжавшейся несколько дней; они разделили опасность вместе с вверенными их надзору больными. На Павловский мысок приносились преимущественно раненые с Малахова кургана и с третьего бастиона». Вскоре число сестер на Южной стороне города оказалось недостаточным; нужно было его увеличить и освежить новыми людьми; для этой цели 5 сестер первого и четвертого отделений перевели с Северной стороны и с Павловского мыска на главный перевязочный пункт. Н.И. Пирогов восторженно писал о них: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».
Во время войны неоднократно совершал поездки по Крыму святитель Иннокентий Херсонский и Таврический. В его присутствии перед чудотворной Касперовской иконой Богородицы произносили свой обет на верность избранному делу сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Об этом писала в мемуарах одна из них — Екатерина Бакунина: «После обедни священник громко прочёл наше клятвенное обещание перед аналоем, и мы стали подходить и целовать слова Спасителя и крест, а потом становились на колени перед священником; и он надевал на нас золотой крест на голубой ленте. Эта минута никогда не выйдет из моей памяти!» За пастырское участие в благоустроении общины 30 апреля 1855 г. наш выдающийся земляк получил благодарственный рескрипт от великой княгини Елены Павловны.
С конца сентября того же года произошло значительное изменение в ее составе. Главная начальница госпожа Стахович (так она велела подчиненным к ней обращаться) вместе с сестрами первого и второго отделений уезжала с разрешения Ее Императорского Высочества в Санкт-Петербург. Она возвращалась в северную столицу из-за ухудшения здоровья.
Кто же такая Александра Петровна Стахович, внесшая свой весомый вклад в дело помощи раненым защитникам Севастополя и организацию работы всей Крестовоздвиженской общины? С большой долей вероятности мы можем говорить об одной из многочисленных ветвей елецкого дворянского рода Стаховичей. Среди них было немало военных людей. В электронном Справочнике метрических записей архивов Санкт-Петербурга XIX в. приводится ряд имен под этой фамилией разных чинов. Имя Александры Петровны Стахович, вдовы капитана в нем отсутствует. В одном из источников находим, что до своей благородной миссии она являлась классной дамой петербургского Воспитательного дома.
Во второй половине XIX в. в России вышел в свет альбом «Портреты лиц, отличившихся заслугами в событиях 1853, 1854, 1855 и 1856 годов». На одном из листов можно увидеть литографию портрета А.П. Стахович петербургского художника Александра Клевезата.
В книге В.В. Шереметевского «Русский провинциальный некрополь», вышедшей в Москве в 1914 г., помещен следующий факт: «Саврасова Александра Петровна. (1818.05.11—1881.10.07,†Шлиссельбург, в ограде Преображенской церкви) в брак вступила 1857.02.06 <жена полковника начальника Шлиссельбургскаго дисциплинарнаго баталиона, бывшая главною начальницею Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в Крыму во время Севастопольской обороны под фамилией Стаховичъ>».
В истории сохранились имена многих самоотверженных и трудолюбивых сестер милосердия; хотя не все дожили до конца Крымской войны. Каждая четвертая из женщин умерла от болезней, каждая вторая переболела крымской лихорадкой или тифом. 68 сестер милосердия были награждены медалью «За оборону Севастополя», а самые отличившиеся из них — Георгиевской медалью.
От Крестовоздвиженской общины берёт свое начало Российское общество Красного Креста, которое было создано в 1867 г. под покровительством императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II, было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, объединившее сестер. Впоследствии оно стало известным как Российское общество Красного Креста.
#музейкупечестваисословий #крымскаявойна #воссоединениекрымасроссией
Добрый день,
Нет ли сведений о происхождении и фото сестры милосердия Крестовоздвиженской общины СПб Малама Марии АНдреевны?
Добрый день, уважаемый Михаил Юрьевич!
К сожалению, какими-либо сведениями о сестре милосердия Крестовоздвиженской общины Малама Марии Андреевне (Санкт-Петербург) мы не располагаем.
С наилучшими пожеланиями,сотрудники музея