(о рекламе в дореволюционном Ельце)
В конце ХIХ начале ХХ вв. г. Елец являлся известным торгово-купеческим городом. Большую роль в продвижении товаров таких известных производителей, как Валуйские, Петровы, Кожуховы, Заусайловы, Ростовцевы, Криворотовы, Жаворонковы, на рынки страны и за рубеж играла реклама. Появление фабрик и заводов требовало способа продажи больших объемов продукции, а также создания потребительского спроса. Именно здесь начинают свое развитие первые формы рекламной деятельности. Уже тогда в рекламе появились яркие, запоминающиеся слова: «новый», «настоящий», «последний», которые до сих пор составляют основу эффекта рекламной внушаемости. Поистине, реклама становилась «двигателем торговли».
Большое значение приобрело качество выпускаемого товара. Оно было неразрывно связано с «честным купеческим словом», даваемым в кругу купечества, и являлось наивысшей гарантией, превосходящей по надежности любые расписки и договоры. Даваемое слово было столь же значимым, как в буржуазной среде – дворянская честь или благородное происхождение.
Клейма на готовой продукции, фирменная упаковка и тара, печати влиятельных купцов на документах – все это способствовало известности товара и его узнаваемости. Например, купец I гильдии Александр Заусайлов — владелец табачной фабрики, уделял значительное внимание информации, которая помещалась на упаковках махорки с указанием стоимости товара, названием фабрики и своего домашнего адреса.
Рекламу можно было увидеть на страницах газет, на почтовых открытках с видами города, выпускавшихся в Ельце. Это было время, когда компании стали осознавать важность популяризации своих продуктов среди населения страны. Новшества коснулись и стальных магистралей. Например, пассажиры могли приобрести почтовые открытки с изображением станций и их названиями.
Одним из первых методов привлечения внимания к товару было использование владельцами торговых предприятий вывесок и афиш. Выразительные изображения и яркие цвета внутри магазина привлекали взгляды прохожих и создавали интерес к предлагаемому товару. В купеческой среде существовали неписаные правила – основа торговых отношений, которые гарантировали настоящее качество предлагаемых товаров.
Рекламу можно было увидеть не только на страницах газет и журналов, на тумбах, но и на упаковках, таре, керамических банках «Рыбная торговля братьев Кураевых», жестяных банках от чая, конфет «Монпансье Г. Ландрин», «Кондитерских изделий Т.П. Динг». Ее можно было и услышать! Работники небольших магазинов и лавок в свободное время стояли на пороге и привлекали внимание проходящих горожан громкими голосами, на все лады расхваливающими товары. Это тоже служило хорошей и быстрой рекламой для владельца торгового заведения.
Реклама-путь к богатству! Об этом помнили елецкие изготовители большого настенного календаря, размещая вокруг него многочисленные объявления с предложениями, отражающими основные запросы потребителей в питании, одежде, культурном досуге, а также всевозможные услуги. Почти в каждом магазине были каталоги с предлагаемыми новинками отечественного и зарубежного производства. Заказ приходил точно в срок.
Трудом, предприимчивостью, талантом елецкие купцы вносили значительный вклад в развитие города. Деловой репутацией, которая была сродни дворянской чести или благородному происхождению, они дорожили куда больше, чем капиталами. Если за отступление от официальных обязательств наказывали штрафом, то нарушение честного купеческого слова грозило изгнанием из гильдии и позором. Кстати, выражение «стереть в порошок» – это профессиональное купеческое арго. Известно, что на собрании купцов 1-ой гильдии, долг человека, не сдержавшего слова, записывали мелом на доске. Если к концу оговорённого срока деньги не возвращались, то надпись стирали, а вместе с ней прощали и долг. «В порошок» превращалась и бывшая добрая репутация провинившегося, который уже не мог считаться купцом данной гильдии и появляться в купеческом собрании.
Стратегии елецких предпринимателей из разных сословий в области рекламы позволили им не только успешно конкурировать на отечественном и мировом рынке, но и создать уникальные качественные предложения, способные привлечь внимание и интерес потребителей. Изменения, которые происходили на рубеже XIX и ХХ вв., положили основу для ее дальнейшего развития и создания современной рекламной индустрии.
#музейкупечестваисословий #рекламавельце #елецкоекупечество
Семенец Т.А.-
ст. научный сотрудник Музея и купечества
МБУК «ЕГКМ»,
Член ЛОКО