Презанятный экспонат: музыкальная шкатулка

Презанятный экспонат: музыкальная шкатулка

«И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…» — так прекрасно описал русский писатель Владимир Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своей повести  «Городок в табакерке». Эту увлекательную историю о мальчике Мише, музыкальной шкатулке и сказочном городке Динь-динь практически каждый из нас знает с детства.

Мы неспроста заговорили об этом удивительном музыкальном устройстве. Ведь ежегодно, 20 августа, отмечается День музыкальных шкатулок. Поэтому сегодня мы подготовили для Вас несколько интересных фактов из истории этого «сказочного музыкального ящика», а так же расскажем о старой музыкальной шкатулке, представленной в нашем музее.

Швейцария… 1796 год… В одной из женевский часовых мастерских шла кропотливая работа. Часовой мастер Антуан Фавр решил заменить колокольчики и пружины в музыкальных механизмах, встраивавшихся тогда в часы, флаконы для духов и игрушки, на вибрирующие пластинки, которые делали звучание боле чистым, насыщенным, точным и поместить данный механизм… в шкатулку! Вот так на свет родилась первая в мире музыкальная шкатулка, которая сразу же полюбилась юным особам.

Фото из свободного доступа в сети Интернет

Через несколько лет, в 1815 году, в Швейцарии открывается первый завод по производству музыкальных шкатулок. Он выпускал шкатулки любого размера — от карманных, до тех, чьи габариты можно сравнить с размером шкафа. Чем больше была шкатулка, тем звонче и приятней звучала мелодия. Кроме того, большие шкатулки могли проигрывать поочередно от четырех до восьми мелодий. Наибольшей популярностью стали пользоваться шкатулки с движущимися фигурками — это были и балерины, кружащиеся под восхитительную музыку, и оркестры, играющие завораживающие ритмы.

Фото из свободного доступа в сети Интернет

Для изготовления одного такого устройства даже самому опытному ремесленнику требовалось около полугода, ведь помимо знаний в механике, необходим был музыкальный слух и утонченный вкус. Да и материал для устройства не так просто было подобрать. Корпус обязательно должен быть тонким, обеспечивать вибрацию и в тоже время прочным и устойчивым, чтобы удерживать шкатулку с музыкальным механизмом. Каждая такая шкатулка являлась произведением искусства ручной работы и могла служить верой и правдой даже спустя сотню лет.

Фото из свободного доступа в сети Интернет

Секреты изготовления музыкальных шкатулок женевских специалистов были сохранены благодаря часовым мастерам из местечка Сент-Круа.  Они очень быстро превратили свой город в центр по производству музыкальных шкатулок, которые пользовались популярностью и спросом даже в других странах.

Фото из свободного доступа в сети Интернет

Именно из Сент-Круа в начале XX в. в Елец прибыла шкатулка, которая представлена в экспозиции «Домашний мир елецкого купечества». Она была произведена известной часовой компанией Mermod Freres, основанной в далеком 1816 году и существующей по сей день. В краеведческий музей шкатулка попала 1980-х гг. в результате закупки у Пелагеи Сергеевны Коняевой.

Музыкальная шкатулка из собрания Елецкого городского краеведческого музея, «Мермо Фрер», Швейцария, 1880

Следует отметить, что елецкие купцы любили различные диковинки. В их домах, среди изысканного фарфора и художественных полотен, зачастую можно было встретить и музыкальную шкатулку, привезенную на память из какой-либо заграничной поездки.

Музыкальная шкатулка из собрания Елецкого городского краеведческого музея, «Мермо Фрер», Швейцария, 1880

Музыкальный автомат, хранящийся в краеведческом музее, оснащен пружинным двигателем. Механизм представлен металлической звуковой гребенкой с зубцами и программным валиком с шипами (выполняющий функцию нотного листа). Во время движения, шипы цепляют зубья гребенки, благодаря чему и рождается мелодия. Шкатулка заводилась специальным рычагом или рукояткой, после чего слушатели могли насладиться музыкальными композициями. Мелодий было запрограммировано 12, каждая из которых переключалась автоматически.

Добавить комментарий