Сегодня объектом нашего внимания стала декоративная глазурованная настенная тарелка (d-32 см) с изображением дракона с гербовым щитом и цветочным рисунком в рельефе. Она была выпущена в начале XX в. дитмарской керамической фабрикой, первой в своем роде в Европе, основанной в 1879 году в г. Цнайме (Австрия) бывшим капитаном имперской австро-венгерской армии Рудольфом Дитмаром. Этот предприниматель стал известен как один из первых фабрикантов, наладивших массовое производство различных конструкций керосиновых ламп.
В 1839 г. Рудольф и его брат Фридрих приезжают из Бранденбурга в Вену, где занимаются торговлей масляными лампами. В 1841 году братья открывают фабрику по производству ламп (вначале — масляных) и работают над совершенствованием этого устройства: появляется механизм регулируемой подачи масла, керосиновая «венская лампа-модераторша», конструкция с плоским фитилем, которая стала доминировать на мировых рынках.
Имя Дитмара стало известно в Берлине, а после слияния с Брюнеррами удалось наладить производство и в Польше (в то время — Российская империя). В Москве находилось представительство и филиал варшавского производства. Здесь производили различного типа лампы и горелки, а также изготавливались пуговицы, кокарды и поясные бляхи для русских солдат.
В связи с изменениями в моде корпуса ламп были заменены на керамические, что расширило дизайнерские возможности. Поэтому в 1879 году Рудольф Дитмар открыл в г. Цнайме (ныне Зноймо, Чехия) фабрику художественной керамики, первоначально изготавливавшую корпуса ламп из фаянса, однако также было замечено некоторое количество фарфора. Позже ассортимент продукции был ориентирован на санитарную керамику: особую популярность приобрели комплекты кувшин и миса для умывания. Также производились кружки, вазы и тарелки, в т.ч. и декоративные.
Что касается выбора оформления представленной тарелки, рубеж XIX-XX вв. — период развития стиля модерн. Ведущим мотивом становится природа. Вместо привычных символов античности в декоре появляются многочисленные представители животного и растительного мира. Значение каждого было чётко определено и заранее известно. Так, лев и орёл выражали могущество, лавр — славу, дуб — силу. Модерн обращался к самому широкому спектру мифов. Дракон — мифологическое существо, похожее на змея, возникло ещё до сотворения мира и было связано со стихиями и хаосом.
В европейских странах очень распространено изображение дракона – в том числе на гербах городов. В местных легендах фигурируют святые-драконоборцы и линдвурмы — хищные драконоподобные существа, нападавшие в легендах на людей, живущих в маленьких городах посреди огромного и не всегда дружелюбного мира.
Настенная тарелка с рельефным рисунком, представляющая дитмарскую майолику, является одним из образцов европейского декора начала XX в. Она заняла достойное место в оформлении экспозиции Музея купечества и сословий и ждет своих ценителей.