«Ах, обмануть меня не трудно…»

«Ах, обмануть меня не трудно…»

(Публикация посвящена Международному дню цирка)

      Эту знаменитую стихотворную пушкинскую фразу можно было услышать во многих городах в дореволюционной России после представлений ловких фокусников, очаровывавших своими выступлениями многочисленную публику. Места их выступлений постоянно менялись, кочевая жизнь и быстрые заработки заставляли их искать новые способы завоевывать внимание публики. Конкуренция была велика!

       С давних пор люди любили смеяться и развлекаться, удивляться чудесам и верить в них, с восторгом относиться к цирковым артистам. Со второй половины XVIII в. в Россию стали приезжать на гастроли иностранные иллюзионисты. Некоторые артисты, учитывая повышенный интерес к ним местной публики, готовили здесь специальный репертуар. Среди  имен известных мастеров иллюзии, побывавших на гастролях в России в разные годы, встречаем имена Сен-Жермен, Алессандро Калиостро, Пинетти, Александр Ватерман, Дёблер, Бартоломео Боско, Рудольфа Беккера, Гарри Гудини, Роберт Ленц… Первые заезжие иллюзионисты показывали свое искусство первоначально в очень узком кругу среди знати. Затем выступления стали проходить на открытых площадках, в том числе, в общественных садах.

Перед приездом очередного иллюзиониста по городу уже расклеивались на тумбах программы выступлений. Интерес потенциальной публики подогревали необычные трюки: оживление вареной курицы, глотание лягушек, оптические фейерверки и феноменальные математические исчисления, отсечение головы, исчезновение ассистента из сундука, неисчерпаемую шляпу и др. Ловкость рук престидижитатора позволяла ему проделывать немыслимые манипуляции: чего только он не извлекал из бород и ушей шокированных зрителей: монеты, кольца, часы…

      Факиры и маги сцены не знали предела своим фантазиям! Они производили на помосте жестокие хирурго-анатомические сеансы над собой и телами посторонних лиц «без всякого для них вреда». От этих выступлений замирало сердце! Более того, согласно афишам всем желающим было обещано быстрое избавление от привязанности к спиртным напиткам, курению, сквернословию, игре в карты. Среди таких известных маэстро прошлого был «индийский» факир Альберт Лориц, заявлявший о себе как о придворном лейб-хирурге персидского шаха Музавер-Эддина и воспитаннике Калькуттского университета.

      Из книги Д.М. Руднева «Тихая окраина: Документальная повесть о ревельских годах М.И. Калинина»: «Погуляв час-два, Калинин и Привальнев поворачивали домой, надо садиться за книги. Карлуша возмущался — ведь воскресенье! Звал в цирк, там Альберт Лориц такие фокусы показывает! Зашивает желающим рот иголкой с ниткой, вынимает глаза из орбит и вставляет обратно, прибивает толстыми гвоздями к доске руки и ноги, режет и колет тело без вреда, боли и потери крови… Жулик этот Лориц, но смотреть интересно». Шоумен с таким звучным именем был  на самом деле цирковым артистом-фокусником, трюки которого строились на визуальном обмане. Для гипноза и наиболее жестоких трюков  вместо добровольцев из публики он использовал своих помощников, чем вызывал недовольство зрителей и критику местной прессы. Тем не менее, гастроли Альберта Лорица проходили в целом ряде городов. Афиши с броским текстом и изображением маэстро появлялись в Ревеле, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Ташкенте, Самаре, Екатеринбурге, Ирбите, Тюмени, Омске, Ельце…

       Подтверждение тому, что известный престижитатор побывал с выступлениями в нашем городе, нашлось в краеведческом музее. В рукописном дневнике учащегося начального класса Елецкой мужской гимназии Николая Афанасьева за 1897 г. читаем: «23 ноября. Воскресенье <…> На Торговой мне дали афишу, а я видел самого Альберта-Лориц».

       Изучая страницы биографии иллюзиониста, мы выяснили, что звучное имя являлось псевдонимом Александра Норицы — российский артиста, выступавшего в конце XIX -начале XX вв. в качестве факира и фокусника-менталиста.

Уроженец из казачества Полтавской губернии, он отличался авантюрным складом характера, практиковал недостоверную рекламу, в которой именовал себя известным путешественником по Африке, доктором хирургии. Некоторые представления завершались скандалами и привлечением полиции или вовсе отменялись им самим. Будучи осведомленным об интересе правоохранительных органов к своей персоне,  иллюзионист Альберт Лориц, изобрел целую схему действий, работавшую без особых сбоев. Приехав в намеченный город, он давал объявления только о двух сеансах. Билеты мгновенно раскупались. После выступлений фокусник быстро переезжал в другой населенный пункт, оставив полицию ни с чем. Дальнейшая судьба артиста осталось неизвестной. Можно предположить, что после 1917 г.  он продолжил свои выступления как гипнотизер, фокусник и чревовещатель Де-Лори.

Несметное число иноземных и отечественных иллюзионистов колесило по всей стране, и всюду они делали сборы. Интерес русской демократической публики к иллюзионному искусству был велик. Вызванный выступлениями факиров высокого уровня, он позволял зрителям, хотя бы в воображении, выйти из однообразного мира будней.

#музейкупечестваисословий     #лорициелец    

Добавить комментарий