(к 125-летию со дня рождения)
Художник-график Александр Петрович Малишевский родился 9 сентября 1898 г. в г. Ельце в большом родовом доме на ул. Рождественской (ныне ул. Горького), который находился почти напротив городского сада. Известно, что его прадед, Петр Максимович Малишевский, являлся благочинным Елецкого округа, священником старой Вознесенской церкви. В 1873г. заканчивалось возведение каменной кладки нового собора на Красной площади, и отцом Петром были положены кирпичные замки на его сводах.
Сашурик, так звали его дома, рос и воспитывался в уважаемой в городе, образованной и интеллигентной семье. Ее глава — потомственный почетный гражданин, юрист Елецкого Окружного суда, Петр Михайлович умер, когда Саше было всего 10 лет. Мать, Вера Михайловна (в девичестве Дьячкова), осталась одна с шестью детьми (четырьмя мальчиками и двумя девочками).
Уже в раннем возрасте у Александра Малишевского проявились большие способности к рисованию. Во время учебы в Елецкой мужской гимназии им была создана целая серия шаржей на учащихся и преподавателей гимназии, жителей города. В 1917 г. он принимал активное участие в драматических, музыкальных и художественных объединениях молодежи, а также участвовал в выставках елецких художников.
В 1919 г. Малишевский был призван в Красную Армию и служил в 3-м авиационном истребительном отряде, дислоцировавшемся в 1919-20 гг. в Харьковской губернии. Даже на фронте наш земляк продолжал рисовать.
В конце 1920 г. Александр Петрович возвратился в Елец, но уже в 1921 г. переехал в Москву по вызову Главвоздухофлота. В Москве он работал на заводе, позднее уже как художник сотрудничал с редакциями журналов «Сберегательное дело», «Красноармейская эстрада», «Военный вестник», «Мурзилка», которые охотно публиковали на своих страницах его карикатуры и шаржи, высмеивающие бюрократию и другие «буржуазные пережитки».
Несмотря на тяжелое материальное положение и другие жизненные обстоятельства, талантливый художник продолжал рисовать, отражая в своих графических работах наиболее яркие моменты окружавшей его действительности. Его кумиром в это время стал мастер политической карикатуры Борис Ефимович Ефимов. Подражая ему и учась у него, ельчанин взял себе псевдоним «Ефим Борисов».
А. П. Малишевского отличало стилевое разнообразие его графической техники: от рафинированных работ в стиле позднего модерна до кубофутуристических экспериментов, от бытовых зарисовок и жанровых сценок до шаржей и карикатур. Есть среди его рисунков и лирические пейзажные зарисовки. Особый раздел занимают работы конца 20-х — начала 30-х гг.
Во время тяжелой болезни, художник рисовал шаржи на самого себя, с грустной иронией наблюдая за своей слабостью и беспомощностью.
Он умер 29 декабря 1933 г.
Короткая жизнь А.П.Малишевского и его негромкий голос остались в искусстве. Его племянница Наталья Сергеевна Малишевская не только бережно хранила в своем домашнем архиве работы Александра Петровича разных лет, но и организовывала выставки, популяризируя творчество талантливого художника. Выставка его работ под названием «Столичная жизнь на сломе двух эпох» состоялась в 2001 г. в Государственном центральном музее современной истории России в Москве (где было представлено двести его работ.
Н.С. Малишевская давно мечтала об экспонировании произведений художника на его родине, в Ельце. В октябре 2011 г. в Елецком краеведческом музее была торжественно открыта выставка «Рубеж эпох глазами елецкого москвича», которая вызвала большой интерес жителей и гостей нашего города, а также городских и областных СМИ. На ней были представлены подлинные графические рисунки Александра Петровича, альбомы, фотографии разных лет.
#музейкупечестваисословий #художникмалишевский