(к 210-летию памяти владыки посвящается)
С давних пор древняя елецкая земля давала миру выдающихся людей, трудившихся на духовной ниве. Среди них был и святитель Феофан, затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров), родившийся 10 января 1815 г. в с. Чернавское Елецкого уезда (ныне с. Чернава Измалковского района). Годы его обучения в духовных центрах в Орле и Киеве прошли незаметно. Наш земляк готовил себя к служению Православной Церкви, дав обет посвятить свою жизнь монашескому званию.
В 1841 г. иеромонаха Феофана назначили ректором Киево-Софийского духовного училища. Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного просвещения и воспитания юношества, отец Феофан воздействовал на учащихся своей большой добротой, любовью и заботой. Сам при этом успевал овладевать новыми знаниями: выучился иконописи, совершенствовался в изучении иностранных языков, изучал писания святых отцов по древним рукописям. Отец Феофан занимался миссионерской и исследовательской деятельностью. На православном Востоке архимандритом Феофаном были собраны многие драгоценные жемчужины святоотеческой письменности. Однако пребывание его в Константинополе оказалось недолгим.
В России его ждало более ответственное поприще. Указом Святейшего Синода он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, наречен епископом Тамбовским и Шацким. В 1861 г. произошло важное событие в жизни Русской Православной Церкви. Состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона Задонского. В этом событии принимал участие и епископ Феофан, находившийся под большим впечатлением от происходящего. На обратном пути владыка Феофан побывал в Елецком женском Знаменском монастыре, которому преподнес особый дар – Казанскую икону Пресвятой Богородицы, написанную им самим.
Владыка был награжден за свои труды многими наградами, но более всего его привлекало уединение. 17 июля 1866 г. его назначили настоятелем Вышенской пустыни Тамбовской епархии, где наш земляк провел оставшуюся жизнь в богослужении и молитве, в телесных и духовных подвигах и где ушел в затвор. В этот период он занимался научными и богословскими трудами, общался со старцами Святой Горы Афон.
Для людей разного звания святитель Феофан стал настоящим духовным наставником. Они обращались к нему с насущными вопросами, искали совета и духовной помощи. Среди таких людей была монахиня Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалина (1827–1869). О ней, как и о многих других насельницах обители, известно немного.
София Михайловна Иванова происходила из дворянской семьи. Отец ее был архитектором при тульском оружейном заводе. Рано осиротев, получила образование в Московском Николаевском сиротском институте, после окончания которого служила гувернанткой. Уже тогда она поняла свое будущее предназначение стать монахиней, к которому относилась очень ответственно и серьезно. Для этого потребовались долгие годы. Проживая в городе Ельце, София Михайловна вела подвижнический образ жизни. В 1862 г. в возрасте 35 лет она поступила в Елецкий Знаменский монастырь. 11 июля 1867 г. была облечена в рясофор. О строгой жизни монахини Магдалины известно, что она в Великий пост, кроме субботних и воскресных дней, принимала пищу только вечером, и притом одну просфору или кусок ржаного хлеба с водой. Спала подвижница на досках, а подушкой служил камень, покрытый войлоком. Печь в жилище топила только для того, чтобы не замерзнуть. Служб церковных она не пропускала, благоговейно стояла на молитве и непрестанно оплакивала грехи свои. Для бедных всегда была доступна и делилась с ними последней копейкой.
В монастыре у монахини Магдалины было особое послушание: она проводила проверку формулярных ведомостей монастыря и собирала материалы для жизнеописания затворницы Мелании, которые затем были подготовлены к изданию епископом Орловским и Севским Макарием (Миролюбовым) для журнала «Странник» (1871 г.). В своей жизни матушка Магдалина руководствовалась письменными наставлениями владыки Макария и владыки Феофана.
Подвижнице обители было сорок два года, когда простудившись, она заболела скоротечной чахоткой и скончалась в день памяти преподобной Марии Египетской, приняв перед смертью постриг в великую схиму. В книге святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» есть несколько отзывов о почившей схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине, где святитель называл свою духовную дочь «огневой монахиней», которая дошла до огненного возгорения благодати. Но в письмах, непосредственно обращенных к монахине Магдалине, святитель для смирения называл ее «своеумной самочинницей и упорной во всем поперечницей».
Подвижническая жизни м. Магдалины стала примером и для другой ученицы епископа Феофана, обозначенной в собрании писем литерами «Д. М.». 6 октября 1892 г. святитель пишет ей следующеее: «В Елецком монастыре не так давно подвизалась инокиня – Магдалина, которая на бумажках небольших записывала приходящие мысли и приклеивала на местах видных по стенам. А вы тетрадку заведите и вписывайте, как вздумается». Письма к монахине Магдалине вошли в 4-й том Собрания писем святителя.
Первоначально жизнеописание и письма епископа Феофана к схимонахине Магдалине были опубликованы еще при жизни угодника Божия в 1876 г. в журнале «Странник»; в том же году они вышли отдельным изданием, которое до революции было неоднократно переиздано, что свидетельствовало о востребованности этой книги.
В экспозиции Музея купечества и сословий, посвященной теме «Духовенство и религиозные ценности ельчан», помещена книга «Жизнеописание схимонахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины». Это было уже 2-е издание Елецкого Знаменского монастыря, отпечатанное в Москве в 1879 г. Книга была приобретена в букинистическом магазине столицы Владимиром Афанасьевичем Пигурновым и передана в дар Елецкому краеведческому музею.

Посвятивший свою жизнь поискам пути к вечной жизни, владыка Феофан указал его в своих творениях. Его многочисленные труды по христианской нравственности и сегодня представляют особую ценность как для богословской науки, так и для широкой аудитории.
Семенец Т.А.,
ст. научный сотрудник
Музея купечества и сословий
МБУК «ЕГКМ»,
член ЛОКО