А.П. Петров (11 (23) сентября 1876 — февраль 1941) — выдающийся борец-тяжеловес классического стиля, врач.
Родиной одного из первых русских олимпийцев, серебряного призера IV летних Олимпийских игр, проходивших в 1908 году в Лондоне, является старинный город Елец. Родился Александр Петрович в семье почетного гражданина Петра Александровича Петрова и купеческой дочери Екатерины Алексеевны Кожуховой, крещен в Вознесенском соборе. Александр был старшим из четырех братьев.
Родители стремились дать старшему сыну достойное образование. Учился во 2-й московской гимназии, окончил Московский университет. Еще учась в университете, он прослушал специальный курс по ортопедии, врачебной гимнастике и массажу и два года практически занимался в ортопедическом и гимнастическом заведении приват-доцента
Н.Р. Гагмана. В 1900 г. работал в Гейдельбергском университете и в Гейдельбергском обществе физкультуры.
В 1901 году окончил Военно-медицинскую академию с занесением имени на мраморную доску и с присуждением премии Буша. Военный министр 13.1.1902 г. назначил младшего врача 7-го запасного пехотного полка лекаря Петрова исправляющим должность ассистента Академии с возложением на него прозекторских обязанностей по кафедре нормальной анатомии».
В 1905 году Петров уже состоял прозектором на кафедре судебной медицины и токсикологии, и в дальнейшем, специализируясь в судебной медицине, он продолжает изучать медицину спортивную и предмет физической культуры. Александр Петрович получил признание как специалист по судебной медицине, физическому воспитанию. Петров был разносторонним спортсменом, в своей автобиографии он описывал: «Имею призы по всем видам спорта: за гимнастику, плаванье, коньки, лыжи, греблю, легкую атлетику, фехтование, борьбу, велосипед и т. д.». В 1906 году Александр Петрович занял второе место во Всероссийском чемпионате любителей французской борьбы. Занимался и боксом. У него был очень сильный удар. Однажды на тренировке спортсмен свернул своему партнеру челюсть. Как врач вправил ее, однако, партнер две недели не мог жевать. С тех пор он не считал себя вправе надевать боксерские перчатки.
О силе и других спортивных качествах Александра Петровича Петрова наглядно свидетельствует случай, происшедший в 1907 году. В школу Лебедева, организатора чемпионатов французской борьбы и главныого редактора спортивного журнала «Геркулес», автора популярных книг по атлетике, зашел гастролировавший в столице известный голландский борец Ван-Рилль. В своей книге «Борцы. 375 портретов «гладиаторов наших дней» с краткими характеристиками» Лебедев так представляет Ван-Рилля: «Весь соткан из мышц. Силен не менее, нежели ловок, а ловок, как редкий из борцов…» После первой же схватки с любителем Вейнборном, которому профессионал сильным рывком вывихнул плечо, голландец сказал по-немецки: «Слабоваты эти русские. Где же им равняться с нами, европейцами!» Самоуверенный чемпион не предполагал, что его поймут. Но Александр Петров, отлично знавший немецкий и французский языки, не перенес насмешки и вызвал гостя на поединок. Спокойно отразив каскад различных приемов, петербуржец сам перешел в наступление, поставил Ван-Рилля на «мост», а затем с огромной силой прижал к ковру, «сломав мост». Эта победа и дала возможность Петрову в 1908 году поехать в Лондон на IV Олимпийские игры, где он завоевал серебряную медаль.
Публикация в журнале Лебедева «Геркулес «(1913 год, №6) «IV Олимпиада в Лондоне и русские борцы» позволяет представить во всех подробностях олимпийскую эпопею доктора Петрова. «Удивительное знание приемов как нельзя лучше сочеталось в этом борце со значительной силой и достаточным для его роста и фигуры весом (5 пудов 25 фунтов — 90 килограммов). Огромная выдержка еще больше помогала ему, а приносила некоторый вред в борьбе лишь эпизодическая нерешительность в движениях».
Первым соперником Петрова был высоченный, атлетическое го сложения англичанин Гумфрей. В продолжение всех 20-и минут схватки русский борец «гонял» британца по ковру под бурные аплодисменты зрителей. Гумфрей, сломленный вихрем приемов, либо убегал с ковра, либо, захватив руки Петрова, повисал на них всей своей тяжестью.
Победа по справедливости была присуждена доктору Петрову.
Вторую схватку с венгром Пайером Александр начал с энергичной атаки. На четвертой минуте встречи он ловким приемом поставил соперника на «мост», и тут же, крепко захватив руку и голову мадьяра, уложил Пайера на лопатки.
В день финала тяжеловесов в Лондоне, как пишет автор «Геркулеса», жара стояла смертная, воздух казался раскаленным». Противник Петрова, другой венгр — Вейс, обладал внушительным весом. Безрезультатно прошли 20 минут. Судьи дали атлетам дополнительно 10 минут. Петров вскоре бросил Вейса в партер. Падая, венгр захватил руку русского и освободился от натиска. Остальные минуты дополнительного времени прошли в обоюдной силовой борьбе без приемов. Однако победа была присуждена венгру, так как судьи расценили его освобождение от захвата Петрова как прием.
13(26) июля 1908 года петербургская газета «Речь» поместила небольшую заметку «Русские на олимпийских играх», которая начиналась так: «В Петербург возвратились четыре атлета-любителя Петров, Орлов, Демин и Замотин, командированные атлетическим обществом на Международные олимпийские игры в Лондоне. Спортсмены недовольны поездкой в Лондон. Из-за отсутствия представителя России им пришлось самим о себе хлопотать в Олимпийском комитете». Репортер сообщает далее, что судьи в Лондоне были плохо осведомлены в правилах французской борьбы, да к тому же были и пристрастны и отодвинули Орлова и Петрова на второе место. Далее в статье есть интересное замечание: «Кроме борцов, из русских спортсменов в марафонском беге выступал какой-то Линд и в легкой атлетике, как говорят, А. С. Петровский, хотя в программе его имени не было».
Английская королева торжественно вручила Петрову и Орлову, также занявшему второе место в своей весовой категории, серебряные олимпийские медали и дипломы.
Вскоре после Лондонской олимпиады доктор Петров изменяет борьбе ради лыж, коньков, гребли — записывается в английский гребной клуб «Эй-Би-Си» на Крестовском острове, где его также будут ждать грамоты и призы.
В автобиографии А. П. Петрова Лондонская олимпиада даже не упоминалась, борьба же была названа лишь в ряду тех многих спортивных увлечений, которым следовал он, доктор Петров, на своем жизненном пути.
А.П. Петрова называли елецким Поддубным. Он преподавал во многих государственных и частных учреждениях. С преподавательской кафедры выражал свои спортивно-медицинские идеи. В 1909-1915 годах вел курс лечебной гимнастики в Психоневрологическом институте и курс анатомии в Гимнастическом институте, учрежденном обществом телесного воспитания «Богатырь». В период гражданской войны обучал красных командиров приемам джиу-джитсу.
Расцвет его педагогической деятельности пришелся на советские годы. Он работал и в Ортопедическом институте, и в Педагогическом, и в Институте физического образования, и в Институте сценических искусств. Несмотря на такую занятость, Петров продолжал заниматься судебной медициной. В 1924 году Александр Петрович перешел из Военно-медицинской академии в городское бюро судебно-медицинской экспертизы.
Профессор Ленинградской Военно-медицинской академии, он был ведущим экспертом-биологом в городском бюро судебно-медицинской экспертизы. Много сделал для развития отечественной медицины, внес большой вклад в дело становления спорта в нашей стране.
Умер Александр Петрович в феврале 1941 года. Данных о месте захоронения серебряного призера лондонской олимпиады 1908 года в статьях о нем никогда не упоминалось. Найти могилу знаменитого земляка решил директор Института физической культуры, спорта и БЖ Елецкого госуниверситета Артем Александрович Шахов. Будучи в 2018 году в Санкт-Петербурге он узнал, что в северной столице есть архив по кладбищам. Его специалисты, услышав просьбу, посоветовали обратиться к одной из сотрудниц. Сотрудница архива оказалась уроженкой Ельца! Потом, совместно с ней, Артем Александрович, пересмотрев ворох журналов, нашел акт о смерти Петрова, данные о захоронении на Большеохтинском кладбище и старую карту-схему с расположением могил, в том числе и с местом могилы Петрова. Отправившись на кладбище, обнаружили место упокоения олимпийца из Ельца. Его жена, Серафима Зверева, была захоронена в его могилу после смерти в 1985 году.
В 2018 году в Ельце открыли мемориальную доску первому в России призёру Олимпийских игр Александру Петрову.
Петров — первый из россиян, который получил олимпийскую медаль. На лондонской олимпиаде 1908 года медали завоевали три спортсмена: Петров, Орлов и фигурист Панин-Коломейкин. Но именно Петров — первый, кому вручили медаль.
А.Е. Быкова