5 октября в музее состоялась презентация новой выставки одного экспоната «Лермонтов в споре с судьбой». Вместе с посетителями мы вспоминали о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, знакомились с уникальным изданием Всероссийского театрального общества 1941 г. «Маскарад М.Ю. Лермонтова в театральных эскизах А.Я. Головина», а так же играли в литературные фанты, погружаясь в атмосферу лермонтовской поэзии.
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти поэта 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки русского поэта, прозаика и драматурга М.Ю. Лермонтова:
«Погиб поэт, невольник чести…»
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время Лермонтову предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Мало кто знает, судьба поэта тесно связана с Елецким краем. Его дед Михаил Арсеньев (отец матери писателя Марии Михайловны) принадлежал старинному дворянскому роду и был елецким помещиком. Родовое имение находилось в с. Васильевское Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Краснинский район Липецкой области). Неподалеку от имения Арсеньевых, на территории нынешнего Становлянского района, располагалась усадьба Кропотово, принадлежавшая отцу поэта — отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову.
В этих местах и познакомились будущие родители Михаила Юрьевича. Однако брак этот не был долгим. Мать поэта умерла, когда сыну не было и трех лет. Воспитание Лермонтова взяла на себя его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая забрала внука в свое пензенское имение в Тарханах. Отец, не имея достаточных средств на его воспитание, был вынужден расстаться с сыном.
Писатель болезненно переживал разлуку с отцом, неизменно тянулся к нему. Несмотря на возражения бабушки, Лермонтов неоднократно приезжал в Кропотово, что отразились в произведениях «Испанцы», «Люди и страсти», «Дерево», «Ужасная судьба отца и сына», «Эпитафия», а так же гостил у родственников по отцовской и материнской линии.
Кстати в Ельце проживали родственники поэта, в том числе его тетя Наталья Петровна Лермонтова. Ее дом находился на Архангельской улице (ныне улица Свердлова).
Михаилом Лермонтовым, не считая отрывков и писем, написано около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. Его творчество — особая страница в русской классике. А. Герцен отмечал, что «Лермонтов, куда бы ни обращал мысль, всегда оставался на твердой почве реальности», а потому вся лирика Лермонтова пронзительна своей «исключительной точностью, свежестью, правдивостью и беспощадной искренностью».
«Лермонтовым нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим совершенством выражения. Даже когда вспоминаешь стихи молча, они звучат в твоей памяти, словно прекрасная музыка» (Ираклий Андроников).
Его перу принадлежит знаменитая драма «Маскарад». В ней Лермонтов поднялся до высочайших вопросов русского бытия, показывал порочность светского общества, в котором людям часто приходилось примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества; маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия.
При жизни автора пьеса не только не ставилась, но и не печаталась. А он так хотел видеть ее на сцене! Впервые она частично была опубликована в 1842 г. в издании «Стихотворения М. Лермонтова» (ч. III, с. 1—187); полный текст, без цензурной правки — в 1873 г. в собрании сочинений Лермонтова под редакцией П. А. Ефремова (т. II, с. 324—437). Первый раз пьесу поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой в Александринском театре.
По оценке исследователей, настоящая сценическая жизнь «Маскарада» началась, только в 1917 г., когда эту драму в оформлении известного талантливого русского художника, дизайнера Александра Яковлевича Головина поставил в Александринском театре режиссёр Всеволод Мейерхольд.
На выставке представлен экземпляр книги «Маскарад М.Ю. Лермонтова в театральных эскизах А.Я. Головина», подготовленный Всероссийским театральным обществом в 1941 году, но вышедший в свет только после войны в 1946 году. Издание раскрывает историю театрального шедевра Всеволода Мейерхольда и Александра Головина, над которым авторы работали 6 лет. «Маскарад» они трактовали как глобальную социальную метафору: маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок. Сам режиссер для создания особого маскарадного стиля спектакля собирал документы в Париже, Дрездене, Лондоне, Лейпциге и других городах Европы. В издании представлены эскизы декораций, костюмов, занавесов, выполненных к спектаклю А. Головиным. Художник уделял внимание даже мельчайшим деталям, ведь они были очень важны в бальной культуре, где царила своя знаковая система. Бал — это не просто дамы и кавалеры, грациозно кружащиеся в вальсе, но и платья, мушки, веера, перчатки, бутоньерки, маски, шарфы. И, конечно, особый язык романтических условных сигналов и намеков, подававшихся при помощи всех этих аксессуаров.
Премьера должна была состояться в 1914 году к 100-летниму юбилею со дня рождения Лермонтова, но этому помешала начавшаяся Первая мировая война. Поэтому постановка на сцене Александринского театра была осуществлена только лишь 25 февраля 1917 г., когда на улицах Петербурга прозвучали первые выстрелы и появились первые баррикады. «Маскарад» почти сразу был объявлен «последним спектаклем Российской Империи».
Книгу можно увидеть в экспозиции 3 этажа музея купечества и сословий до 31 октября. Ждем всех желающих!