3 июня отмечается Всемирный день велосипеда, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 г. В резолюции этой международной организации отмечена «уникальность, давняя история и многофункциональность велосипеда, который используется уже два столетия и является простым, недорогим, надежным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта». С давних пор двухколесная машина ассоциируется со здоровым образом жизни.
Но всегда ли велосипед был таким, какой он сейчас? Конечно же, нет. Первый деревянный велосипед, изобретенный немцем Карлом Дрезом в ХХ в., изготавливался без педалей. Впоследствии появились многочисленные типы знаменитого средства передвижения из металла.
В Елецком музее купечества и сословий хранится замечательный образец творческой мысли, воплощенной в уникальном велосипеде, созданном еще в первой половине ХIХ в. Все основные его части изготовлены из дерева и окрашены краской коричневого цвета. При конструировании чудо-машины умелец применил комбинированный метод: деревянные детали соединялись между собой с помощью металлического крепежа. Ввиду отсутствия средств местный крестьянин не мог позволить себе приобретение дорогого железного велосипеда, поэтому решил сделать свой. Седло, укрепленное на задней части рамы, произведено из тонкого металлического листа, снабженного для удобства езды самодельной рессорой.
Оригинальными дополнениями служили тормоз, идущий от руля к переднему колесу, и деревянная небольшая трость в металлическом футляре (вероятно, для очищения колес и педалей от налипшей грязи), которые крепились проволокой к задней части рамы. Причем деревянные колеса с металлическими ободами обвиты прочной веревкой. Это объясняется тем, что на дорогах в то время находились ямы и ухабы, поэтому без скрежета и тряски проехать по ним было невозможно. Владельцу необыкновенной веломашины хотелось не только скоростного передвижения по ним, но и комфорта. Необычную конструкцию дополняла веревочная цепь. Судя по следам характерного износа, велосипед длительное время успешно эксплуатировался.
Хозяин относился к своей двухколесной машине бережно, что позволило ей сохраниться до нынешнего времени и удивлять посетителей музея нестандартным подходом мастера при изготовлении данного вида транспорта.