Среди тысяч экспонатов МБУК «Елецкий городской краеведческий музей» есть те, которые не оставят равнодушными никого. Один из них — уникальное полотно начала XIX в. выдающегося художника Михаила Ивановича Скотти – «Осада Трои». Это монументальное произведение живописи в технике маслом на холсте находится в музейной экспозиции, его размер составляет 116х213 см.
О заказчике картины
О бытовании данного экспоната достоверных сведений крайне мало. Судя по второму, старому, номеру постановки на учет Елецкого краеведческого музея, обнаруженному на оборотной стороне картины, она была повторно зарегистрирована в 1946-1955 гг. в связи с утратой учетной документации при эвакуации экспонатов во время Великой Отечественной войны. Следовательно, можно предположить, что полотно национализировали и передали в елецкий музей после революции.
В «Трудах орловской учетной архивной комиссии» за 1897 год содержатся сведения о том, кому это произведение живописи могло принадлежать. Речь идет о купце первой гильдии, знаменитом в Ельце миллионере Кирилле Петровиче Желудкове. В конце XVIII в. Кирилл Петрович был простым башмачником, проживал в ветхом бедном доме близ Введенской церкви. От природы сметливый и расторопный, Кирилл Желудков на диво того времени прекрасно знал грамоту и был искусным каллиграфом. Это последнее обстоятельство дало возможность бросить плохо оплачиваемое ремесло башмачника и поступить на службу в Провинциальную канцелярию.
Однажды, отправившись по обыкновению на службу, Желудков домой не вернулся. Отсутствовал он шесть лет, в течение которых супруга считала его умершим. Внезапно вернувшись и перепугав родных, Кирилл Петрович не дал никакого объяснения о том, где он провел столько лет. Народная молва утверждала, что Желудков принес с собой большие деньги, происхождение которых было никому неизвестно. Вскоре после прибытия на родину дела ельчанина пошли в гору, он быстро разбогател и зажил барином.
К 1825 году богатство Желудкова было баснословным и достигало огромной суммы – 30 млн. руб. Построенные им каменные дома считались лучшими зданиями в городе. Даже его прислуга (около 100 чел.) жила по-барски, одеваясь «в еноты и бархат», а вся городская власть считала за честь отобедать у Кирилла Петровича.
Легенды ходили и о пирах в доме купца, которые могли продолжаться неделями, съезжались на них гости со всей округи и даже из Москвы и Петербурга. Из городского дома пиры перемещались в его загородную дачу «Пажень». Дача считалась роскошной: в ней находилось до 300 десятин дубового леса, обширный пруд, по которому плавали гондолы и стаи лебедей, огромный сад с плодовыми деревьями, оранжереями, теплицами, китайскими беседками, статуями и причудливым высеченным из камня гротом. Но самым замечательным предметом по ценности и изяществу вкуса был на даче каменный трехэтажный дом, вмещающий 30 комнат. Посередине дома находился круглый зал, увенчанный куполом. В куполе помещалась картина мечущего громы Юпитера (Зевса). Здесь и в двух боковых комнатах стены украшали картины с эпизодами Троянской войны, среди которых – «Троянская ночь», изображающая битву троянцев с греками на улицах города при зареве пожара. Картины поражали зрителя своей художественной правдивостью и мастерством кисти. За шесть работ автор картин художник Скотти получил от Желудкова 20 тыс. серебряных рублей. Пристрастие елецкого купца к античной истории в живописи, скульптуре, посуде, очевидно, являлось не только веяньем моды, но и демонстрацией великосветского вкуса. Известно, что Желудков украшал свои дома статуями античных богов, чем вызывал порицание православных священников.
Кирилл Желудков умер в 1841 г., но его потомки были совершенно не приспособлены к ведению торговых операций, и вскоре все наследство растратили. Дача в Пажени отошла купцу Чеботареву, а потом – Черникину. Дом был снесен, а лес вырублен.
Итак, описание картины и имя автора дают предположительную информацию о бытовании музейного экспоната. Правда, название художественного полотна — «Троянская ночь» — не совпадает с зарегистрированным в учетной документации музея, но более подходит для изображенного сюжета. Мы видим не процесс осады города, а именно его взятие, захват и расправу над проигравшими, которая происходила в течение недолгого времени. Возможно, первоначальное название данной работы художника было просто утеряно, и новое дали условное.
Об авторе и времени создания полотна
Михаил Иванович Скотти — русский живописец и график итальянского происхождения, воспитанник и ученик Алексея Егорова, представитель романтического академизма николаевской эпохи; мастер исторической, портретной и жанровой картины, церковный декоратор. Академик (с 1843) и профессор (с 1855) Императорской Академии художеств.
Еще в молодости работы Михаила Скотти отмечены малой и большой серебряной медалью за рисование с натуры. Он был известен и востребован. Его акварели и картины «Итальянского жанра», а также портреты высоко ценились современниками, в том числе и членами императорской фамилии. Постепенно сформировался стиль его живописи, напоминающий искусство К.П. Брюллова.
Заслуженное признание М.И. Скотти принесли полотна исторического содержания. В наши дни особую славу обрела картина его кисти «Князь Пожарский и Минин» (1850, Нижегородский государственный художественный музей). Работы Скотти хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, в российских музейных собраниях (Петрозаводске, Иркутске) и у частных владельцев.
Если обратиться к подробной биографии художника, становится понятно, что заказ купца Желудкова он мог выполнить между 1835 (годом окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге) и отъездом в Италию в 1838 г., где он прожил до 1844 г. Очевидные творческие достижения и высокая профессиональная репутация сделали Скотти заметной фигурой художественной жизни Петербурга. А елецкие купцы подражали столичным и, обладая большими капиталами, могли позволить сделать заказы у знаменитых мастеров.
Михаил Иванович Скотти известен как представитель романтического академизма — направление в живописи, в основу которого легли древнегреческая эстетика, традиции античности и догматическое подражание классическим видам искусства. Художники этого направления отдавали предпочтение натурализму, точности и техничности исполнения, считая их важнее, нежели вдохновение и творческий подход к теме.
О художественных особенностях произведения
Итак, рассмотрим художественные особенности данной картины.
Перед нами завершающий финальный эпизод Троянской войны. Троянская война, получившая название от города Трои (территория современной северо-западной Турции), считается величайшей войной в классической мифологии, одной из самых известных войн. Датировка этого знакового для античного мира события является спорной, хотя большинство исследователей относят её к рубежу XIII—XII вв. до н. э. Главная из причин войны греков с троянцами – экономическая: борьба за господство на важных торговых путях.
Как известно, взятие Трои произошло на десятый год осады. Греки попали в город с помощью хитрости и предали троянцев огню и мечу. Место действия, изображенное на картине Скотти, — троянский акрополь, где размещались храмы богов — Зевса, Аполлона, Афины. Об этом нам говорят белые дорические колонны на картине справа, возвышенное основание из белых плит, на котором происходит основное действие, и высокое монументальное сооружение в левой части полотна. Радостные отступлением врага воины Трои завезли на акрополь и подаренного огромного деревянного коня (слева в верхней части), из которого ночью выбрались греки. Они открыли ворота для своих войск и захватили Трою.
Кроме храмов, на акрополе находились и дома царской семьи. Именно здесь происходила расправа над семьей троянского царя Приама. Рассмотрим подробнее всех героев картины.
Елена Прекрасная и Менелай
Согласно древнегреческому эпосу, Елена считалась прекраснейшей женщиной в мире и супругой спартанского царя Менелая. Красота Елены была настолько ошеломляющей, что Парис, сын троянского царя Приама, похитил ее, и была развязана Троянская война, чтобы вернуть ее домой.
Когда Менелай ворвался в Трою, под стенами которой он 10 лет вел войну, и стал искать по дворцам свою жену, то хотел её тут же зарубить. Но увидев, вновь поразился ее красотой, простил и увез домой в Спарту.
Приам и Деифоб
Приам — последний царь Трои, правил городом сорок лет. Занявший трон в юном возрасте, он за короткий срок из полуразвалившейся Трои создал богатое и могущественное поселение и вплоть до самой смерти не верил, что греки смогут победить столь надежную крепость. К началу Троянской войны Приам был уже стар и немощен, и принимать участия в боевых действиях не мог. После падения Трои, Приама убил Агамемнон (по другим источникам Неоптолем), когда тот молился перед алтарем Зевса. Старец умер на глазах родных, защищая оставшиеся богатства и собственную семью.
Деифоб — древнегреческий герой, сын Приама и Гекубы. Женился на Елене Прекрасной после гибели Париса. Убит Менелаем при взятии Трои.
Гекуба
Царица Трои Гекуба предстаёт как образец благородной, достойной жены Приама, родившей ему девятнадцать детей, среди которых Гектор, Парис, Деифоб, Поликсена, Кассандра и др. Ее история началась в богатстве, а закончилась в нищете.
Во время Троянской войны Гекуба стала свидетельницей того, как одного за другим убивали ее сыновей. Ее дочери были либо убиты, либо обращены в рабство. Муж также был убит, а ее знаменитый город сожжен. Гекуба стала рабыней Одиссея с Итаки. После мести захватчикам она покончила жизнь самоубийством, бросившись в море.
Агамемнон и Поликсена
В греческой мифологии Агамемнон — царь Микен и брат Менелая. Их супруги, Елена и Клитемнестра, были сестрами. Когда Парис украл прекрасную Елену из Спарты, Менелай обратился к брату за помощью, чтобы тот возглавил войско ахейцев и вернул украденное троянцами богатство и его жену, Елену. Во время девятилетней осады Трои, Агамемнон являлся главнокомандующим.
Поликсена — дочь троянского царя Приама и Гекубы, возлюбленная Ахилла, принесённая в жертву на его могиле после падения Трои. Именно Агамемнон передает ее (символично протянутая к ней рука) Неоптолему для жертвоприношения.
Неоптолем, Андромаха и Астианакт
Неоптолем — в греческом мифотворчестве сын Ахилла, был отважным бойцом и обладал даром слова, уступая лишь Одиссею и Нестору. Именно ему Одиссей передал доспехи Ахилла.
После взятия Трои Неоптолем получил в качестве добычи Андромаху (женщина без сознания), жену убитого его отцом Гектора. Сына Андромахи и Гектора, Астианакта, Неоптолем сбросил с башни Трои на глазах матери. По возвращении домой Неоптолем женился на Андромахе и имел от нее троих сыновей. Судьба Андромахи послужила сюжетом для ряда произведений античных авторов.
Кассандра
Трагедия троянской принцессы вѐщей Кассандры в том, что она предвидит падение Трои, смерть близких и свою собственную гибель, но бессильна предотвратить их. Она была красивой молодой женщиной, страстно преданной священству Аполлона. Бог Аполлон возжелал Кассандру, дал ей способность пророчествовать, но она отказала ему и была проклята: девушка сможет видеть будущее, но никто не поверит ни одному ее слову.
Нагота и поза изображенной девушки, в которой она как бы обнимает колонну храма, намекают на произошедшие трагические обстоятельства. Когда Троя пала перед греками, Кассандра бросилась в храм Афины в поисках убежища и прижалась к статуе Богини в поисках защиты. Заперев ее в храме, греческий воин Аякс жестоко изнасиловал Кассандру перед статуей Богини. За это Афина позднее наказала Аякса и других ахейцев.
Позже Кассандра была взята Агамемноном в качестве наложницы в его дом и погибла от рук ревнивой жены царя Микен.
Эней, его отец Анхис и сын Асканий
Эней – отважный и благородный герой, о котором было сложено немало преданий Древнего Рима, ведь он являлся предком Ромула, великого основателя Рима.
Эней являлся сыном Анхиса из рода дарданских царей. Во время Троянской войны Анхис уже был стар и немощен, поэтому принять участие в ней уже не мог. Когда победившие греки ворвались в Трою, Эней решил сражаться до последнего вздоха, но ему явились боги и приказали покинуть обреченный город, чтобы отправиться на поиски новой родины, где ему суждено стать основателем великого государства. Эней подчинился воле богов и бежал из пылающей Трои, взяв с собой жену Креусу, малолетнего сына Аскания и унося на спине старого отца. Но в пылу побега он теряет Креусу, и та погибает. Сын Асканий изображен со шлемом отца в руках – символ героических предков.
Эта история привлекла к себе пристальное внимание на длительное время. Ее изображали и описывали на протяжении нескольких столетий потому, что «античный» сюжет бегства семейства Энея является отражением евангельского бегства Святого Семейства. Художники классицизма часто использовали символические образы и аллегории для передачи идей и концепций.
Картина «Осада Трои» стала ярким образцом стиля художника. Скотти изобразил персонажей в академической манере античных героев (мускулы, обнаженные тела), было важно изобразить фигуры с учетом идеала прекрасного, основанного на гармоничных и сбалансированных пропорциях.
На переднем плане мы видим плотно сгруппированных главных персонажей изображения. Автор картины выбрал треугольную композицию построения.
Треугольник — композиционный элемент, который применялся для создания устойчивости и баланса в картинах классицизма. Часто главные фигуры помещались в вершине треугольника, создавая центральную точку внимания. Мы видим, что в верхней части находятся победители, а у основания треугольника – поверженные. Главной фигурой является женский образ виновницы противостояния враждующих сторон – Елены Прекрасной.
В картине много женских образов – они, с одной стороны, своей грацией и мягкостью линий смягчают картину жестокого боя, с другой стороны, показывают тяжелую участь женщины поверженного города. И здесь в центр треугольника помещен образ царицы Гекубы, потерявшей свой мир — детей, мужа, трон, свободу, родину.
В центре сконцентрированы, можно сказать, царские особы с одной и другой стороны воюющих. Символ власти (корона на голове Приама), украшения (браслет на руке Кассандры), оружие и обмундирование воинов, драпированные ткани одежды глубоких, порою ярких, цветов демонстрируют роскошь и богатство изображенных людей.
Обращает на себя внимание тот факт, что захват города стал для троянцев полной неожиданностью, они не успели оказать сопротивление. Сраженный царь Приам так и не смог вытащить свой меч, Эней же держит оружие в руках только в целях защиты отца и сына.
Эмоциональная насыщенность сюжета, патетика чувств и смятенное состояние души героев характерны для романтического восприятия исторических событий.
Цветовая палитра также крайне важна для художника, он стремится достичь гармонии и баланса в использовании цветов. Художник как бы делит изображение по вертикали, применяя краски теплых и холодных тонов. Используя красно-коричневые теплые оттенки, Скотти изображает троянцев, спасающихся бегством, передает дым и зарево пожаров в правой части. А левая сторона, занятая греками, имеет серо-холодные тона, тем самым как бы выражает негативное отношение автора к происходящему. Мастер изобразил глухих к стонам погибающих, алчущих наживы спартанцев, делящих добычу.
Через пелену просматривается голова пресловутого «дара данайцев» — Троянского коня как безразличного призрака, катализатора разрушения, как символа обмана, который со временем стал мощным оружием в искусстве противостояния.
О реставрации
Картина М.Скотти «Осада Трои» стала одним из самых ярких воспоминаний многих поколений ельчан, посещавших Елецкий краеведческий музей. Ввиду многочисленных небольших утрат красочного слоя, ветхости и деформации холста в 1998 г. было принято решение, что этот памятник изобразительного искусства не может более находиться в экспозиции. Полотно было передано в мастерскую реставрации станковой масляной живописи Елецкого Государственного училища искусств им. Т.Н.Хренникова.
Опираясь на сведения из паспорта реставрации 1998 г., холст использовался сшивной из идентичных по фактуре и переплетению полотен. Это объясняет визуально хорошо различимую полосу (шов) в нижней части картины. Скорее всего, ткацкие фабрики начала XIX в. производили полотна определенной ширины, зависящей от ширины станков. Для масштабных произведений живописи обычной практикой являлось использование составного холста.
В процессе реставрации был заменен подрамник, выровнен по натяжению холст, укреплен красочный слой и грунт, удалены поверхностные загрязнения, произведено дублирование полотна на новую основу, заделывание прорывов и проколов с утратой авторского холста, красочный слой восполнили методом тонирования. Руководил работами художник-реставратор высшей категории Альберт Степанович Туголуков (на фото крайний справа).
Оставило теплый след в памяти студенческое время художника-реставратора Михаила Рыжкова. Ему посчастливилось принимать участие в восстановлении картины «Осада Трои»: изготовить подрамник, заполнить паспорт реставрации, а главное понаблюдать за практической работой мастеров на примере реставрации шедевра такого уровня.
Михаил Рыжков стал одним из первых выпускников реставрационного отделения Елецкого училища искусств им. Т.Н.Хренникова и пополнил когорту востребованных специалистов по реставрации памятников культуры.
В 2019 г. Елецкий краеведческий музей получил в дар достойное обрамление для старинного полотна. По собственному желанию раму для произведения М.Скотти пожелал изготовить краснодеревщик из г. Липецка Владимир Селищев. И если с породой дерева для изделия мастер определился сразу – это массив дуба, который прослужит не одну сотню лет, то подбор формы и рисунка велся долго и очень тщательно. Орнамент для украшения багета рождался постепенно, в итоге в нем появились лавровый венок и детали греческой архитектуры.
Картина, получившая соответствующую огранку, заняла центральное место в голубой гостиной Музея купечества и сословий – структурного подразделения МБУК «ЕГКМ».