(к 150-летию известного русского композитора)
С именем талантливого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) — создателя своего неповторимого музыкального стиля — связана целая эпоха. Его произведения, получившие широкое признание на Родине, стали «символом русской музыки» за рубежом. Симфонические произведения и пьесы для фортепиано, оперы и ряд романсов С. В. Рахманинова были чрезвычайно популярны в Ельце в начале ХХ в. Уездный город всегда стремился быть похожим на Москву и Петербург, поэтому ельчане пристально наблюдали за появлением новинок, касающихся многих областей жизни, в том числе, и культурной.
Во второй половине XIX в. во многих городах России создавались кружки любителей русской музыки. Подобное объединение появилось и в нашем городе под названием «Елецкое общество любителей музыки и драматического искусства». Благодаря деятельности его участников, в старинный город приезжали на гастроли многие выдающиеся столичные деятели культуры, выступления которых были организованы как на сцене при широком стечении публики, так и частным образом.
На елецкой сцене с большим успехом прошло выступление известной русской певицы Н. П. Кошиц — обладательницы лирико-драматического сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра. С 1915 г. о ней стали говорить не только как об оперной примадонне, но и как о замечательной исполнительнице русских романсов. На выступлениях Нине Кошиц часто аккомпанировал сам Сергей Васильевич, посвятивший ей шесть знаменитых лирических произведений. Имя талантливой певицы и близкого друга Рахманинова, относившегося к ней с большим чувством, всегда будет стоять рядом с его именем. По мнению елецкого краеведа В. А. Заусайлова, «В конце XIX — начале XX века одним из важных культурных «очагов» Ельца был дом Годицкой – Свирко Софьи Николаевны. В ее собственном каменном особняке часто устраивались музыкальные вечера.» В 1912 г. на одном из них состоялось выступление Нины Павловны Кошиц, которая являлась родственницей Софьи Николаевны. «По случаю приезда в Елец певицы Нины Павловны Кошиц, на вечер собрались представители художественной интеллигенции Ельца: композитор и пианист Сергей Апполонович Чарский с женой Марией Николаевной, знаменитый бас Вознесенского собора Тимофей Степанович Столеев, преподаватель музыки женской гимназии Пименский.» По просьбе ельчан Н. П. Кошиц исполнила несколько романсов, в том числе, на стихи Бунина. Аккомпанировал ей Сергей Апполонович Чарский-замечательный артист, композитор и пианист. В 1912 году, поздравляя елецкого композитора С. А. Чарского с 50-летием, Рахманинов писал: «Прими от «новгородца» радостный звон малых колоколов со старинным напевом. Я знаю, ты живёшь в древнем захолустье, но там тоже звон, и я слышал, что звонари хорошие артисты».
Сергей Васильевич действительно слышал перезвон елецких колоколов, когда посещал Елец и останавливался в доме известного елецкого купца А. А. Петрова — одного из строителей Вознесенского кафедрального собора. Потомок рода Петровых Н. В. Красовитова вспоминала: «Бабушка Ольга Александровна, которая потом была персонажем многих самых известных фотопортретов Н. А. Петрова, рассказывала, как однажды в их дом приехал С. В. Рахманинов. В зале был устроен фортепианный концерт. Было много гостей. Детей уложили спать, но разве будешь спать, когда такое событие! Дети собрались у закрытых дверей и в щель старались что-нибудь разглядеть, но видели только ботинки Сергея Васильевича, казавшиеся огромными». Несомненно, сам дом, украшенный изысканной деревянной резьбой, тенистый парк и широкие пруды с причудливыми мостиками произвели свое впечатление на московского гостя. Петровы являлись знатоками музыки, хорошо разбирались в искусстве. В их доме постоянно жили художники и архитекторы: А. В. Каминский, Ф. О. Шехтель, К. В. Лебедев, А. И. Корзухин…
Поэзия и музыка были постоянными спутниками выдающегося композитора. Одним из близких друзей Рахманинова стал наш земляк И. А. Бунин. Их знакомство состоялось в 1900 г. в Крыму, где собрался почти весь цвет российской культуры. Здесь можно было встретить А. П. Чехова, К. С. Станиславского, А. И. Куприна, М. Горького. Позднее в своих воспоминаниях о композиторе Бунин писал: «При моей первой встрече с ним в Ялте произошло между нами нечто подобное тому, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве. <…> проговорив чуть не всю ночь на берегу моря, он обнял меня и сказал: «Будем друзьями навсегда!» Они переписывались, интересовались творчеством друг друга.
Из письма С. В. Рахманинова И. А. Бунину 17 ноября 1901 г.: “…От души желаю Вам успеха на сегодня и счастливого пути на завтра. Благодарю за присланные стихотворения и за надпись. Я немного успел прочесть, но то, что прочел, было очень хорошо, и мне очень понравилось…” Композитор высоко отзывался о бунинских стихах. Неслучайно, он написал музыку к двум из них. Так появились замечательные романсы «Ночь печальна» и «Я опять одинок». Рахманинов отмечал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.» В трудные годы писатель и композитор по-настоящему нуждались друг в друге, искали встреч. Об этом красноречиво рассказывают письма двух выдающихся людей. Свою дружбу и искреннюю заботу они сумели сохранить и пронести сквозь годы и расстояния.
О своём творчестве Рахманинов всегда говорил: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…».
#музейкупечестваисословий #елецирахманинов #бунинирахманинов