В домах аристократии посуда из серебра была необычайно популярна. Ни один званый обед или обычный ужин не проходил без ее использования. В XIX в. самыми прославленными фирмами России и Европы предлагался большой ассортимент различных столовых приборов и украшений для стола.
Одним из особых раритетов нашего музея является хрустальная ваза в серебряной оправе фирмы Карла Фаберже. Дом Фаберже — одно из ведущих ювелирных предприятий XIX века, поставщики дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама. Фирма изготавливала уникальные подарочные изделия, в т.ч. по заказу императорского двора. Всем известны знаменитые пасхальные яйца – традиционный императорский подарок супруге на Светлое воскресенье. Всего Карл Фаберже изготовил около 50 пасхальных яиц.

Благодаря постоянному новаторству Фаберже легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными. С 1887 г. фирма, с которой сотрудничали лучшие ювелиры, стала производить крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), магазины в Одессе, Лондоне. Фирма получала дипломы на международных выставках, самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, когда он был награжден орденом Почетного легиона, после чего получил обширную клиентуру в Европе и Америке. Карл Фаберже имел звание придворного ювелира и поставщика Высочайшего двора.
Сотрудниками нашего музея была проведена большая работа по атрибутированию упомянутого предмета. В облике вазы наблюдается стилистика ампира: в декоре используются провисающие гирлянды, полосы вальцованного орнамента, венки, различные букеты цветов. Ручки геометрической формы, декорированные факелами, отсылают к античности. Ваза имела назначение столового серебра и по форме относится к типу «кантарос» — древнегреческий кубок. Могла использоваться как крюшонница или как фруктовница. Из технических приемов изготовления на первом месте — художественное литье.
При посещении Музея Фаберже в г. Санкт-Петербурге, в коллекции которого не представлено похожих произведений, было названо имя крупнейшего эксперта по изделиям Фаберже в России. Это историк ювелирного искусства, академик, ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже, консультант по изделиям Фаберже аукционного дома «Кристис» Валентин Скурлов.

Нам удалось получить у него ряд ценнейших консультаций, в которых было отмечено, что ваза из коллекции елецкого музея имеет оригинальный фасон, хотя и содержит характерные черты ювелирного дома, выработанные уже к концу XIX в. Валентин Васильевич предположил, что данный предмет мог являться частью праздничной посуды офицерского собрания 18-го Нежинского гусарского полка, либо стал призовым кубком в скачках, правда, в этом случае обычно помещалась гравировка о данном событии. Одной из больших заслуг В.В.Скурлова в изучении предметов ювелирного дома Фаберже стало создание алгоритма прочтения нацарапанных на изделиях инвентарных номеров. Изучив номер нашей вазы, сделан вывод, что она изготовлена на Московской фабрике фирмы в 1900-1901 гг. Пробирное клеймо с инициалами «ИЛ» называет нам имя автора — Иван Сергеевич Лебедкин. Проба серебра «84» — соответствует 875 метрической. Предположительно, вес использованного в оформлении предмета серебра, составляет не менее килограмма. Хрустальная часть исполнена на заводах Нечаева-Мальцова (ныне г. Гусь-Хрустальный).

Имя Карла Фаберже стало символом расцвета ювелирного искусства в России. Большая часть этих сокровищ была потеряна в период революционных событий. Известно только около 20 музеев в нашей стране, представляющих в своих коллекциях изделия его фирмы. Приятно заявить, что и ельчане имеют возможность полюбоваться произведением прославленного ювелира в Музее купечества и сословий. Каждый посетитель может найти подтверждение и разглядеть знаменитое клеймо с помощью установленной рядом с вазой лупой.
