Искусство – это широкий и многогранный мир, способный выразить мысли, чувства и идеи людей. Театр и кинематограф, как неотъемлемая его часть, с момента своего возникновения обогащают жизнь, позволяя глубже понять реальность и лучше узнать самих себя. Среди плеяды деятелей отечественной сцены и кинематографа есть имя Евгении Михайловны Раевской. Она родилась 28 сентября 1854 г. в Ельце Орловской губернии. Богатые театральные традиции и живой интерес многих ельчан к этому виду искусства не могли не повлиять на выбор жизненной стези нашей землячки Евгении Михайловны (в замужестве Иерусалимской). Она стала актрисой Московского Художественного театра и до конца дней была верна ему.
На сценических подмостках ею были созданы незабываемые образы по произведениям русских и зарубежных авторов. Евгения Михайловна стала первой исполнительницей многих ролей. Среди них: княжна Наталья («Самоуправцы»), Анна Штрелик («Счастье Греты»), Эвридика («Антигона»), мамка царевича Димитрия («Смерть Иоанна Грозного»), Войницкая («Дядя Ваня»), госпожа Леман («Одинокие»), княгиня Тугоуховская («Горе от ума»), госпожа Хохлакова («Братья Карамазовы»).
В 1898 г. наша землячка сыграла роль Полины Андреевны Шамраевой в спектакле «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. В роли доктора Дорна – артист А.Л. Вишневский.
Удивительные встречи с известными писателями и поэтами оставляли глубокий след в душе актрисы. В 1899 г. состоялось ее знакомство с автором многочисленных пьес А.П. Чеховым, который читал артистам МХАТа свою «Чайку». На фото: Е.М. Раевская –первая слева.
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по произведению А.Н. Островского с участием Е.М. Раевской зрители увидели в 1910 г. Среди действующих лиц были заняты К. С. Станиславский в роли генерала Крутицкого, а также уже известная широкому кругу любителей театра наша ельчанка в роли Глафиры Климовны Глумовой – матери главного персонажа.
В 1911 г. она блистательно сыграла роль няни в спектакле МХТ по пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп». К.С. Станиславский с большим теплом отзывался о работе Евгении Михайловны в театре. В письме к В.И. Немировичу-Данченко от 26 июня 1898 г. он, выражая свое мнение о труппе, писал: «Иерусалимская -боготворит, молится на наше дело. Очень хорошо читает генеральшу в «Гувернере» (с темпераментом). В «Самоуправцах»- это две капли воды Федотова — пришлось менять тон. Еще не поймала». В одном театре вместе с Евгенией Михайловной служил еще один наш известный ельчанин – Николай Осипович Массалитинов — русский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист НРБ. 8 вгуста 1914 г. Константин Сергеевич, находясь в Берне (Швейцария), сообщал Владимиру Ивановичу: «Вся труппа здесь. Качалов, Массалитинов, Подгорный, Халютина, Лилина, я — здесь. Раевская только что уехала в Италию». На эту поездку актрисой возлагались большие надежды в плане поправки здоровья.
В начале ХХ в. в России стал популярным кинематограф. Киноленты продолжали привозить из-за границы, но и отечественное кино уже приносило свои плоды. Сохранились кадры с участием Е.М. Раевской в черно-белых фильмах, снятых в 1915-19 гг.: «Мара Крамская» (княгиня Варвара Семеновна), «Пунин и Бабурин» (эпизод), «Герасим и Му-му» (барыня).
В фильме «Поликушка» она также сыграла роль барыни. Роль столярихи досталась другой талантливой землячке — Варваре Осиповне Массалитиновой. Это был ее дебют в кинематографе. Кинолента стала одной из первых в Советской России, получивших мировое признание.
В 1921 г. по инициативе группы актёров театра, среди которых активное участие приняла наша землячка, была образована 4-я студия МХАТа, позднее ставшая Театром Красной Пресни в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР, участница спектаклей Общества искусства и литературы Е.М. Раевская ушла из жизни 24 марта 1932 г. в Москве, оставив о себе и своем творчестве яркую память.
Семенец Т.А.-
ст. научный сотрудник
Музея купечества и сословий
МБУК ЕГКМ
#музейкупечестваисословий #знатныеземляки #актрисараевская